Рост российского авторынка продолжается уже целый год

Но докризисного уровня в 2018 году он не достигнет
По итогам I квартала продажи легковых автомобилей, по данным АЕБ, выросли на 21,7% год к году до 392 920 машин/ Андрей Гордеев / Ведомости

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) впервые дал прогноз продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 2018 г.: российский рынок вырастет на 9,7% до 1,75 млн машин. Это соответствует уровню 2015 г. По сравнению с прошлым годом рост замедлится – тогда продажи выросли на 12%.

Ассоциация не давала прогноз из-за отсутствия решения правительства о размере утилизационного сбора. Он был установлен в марте и начал действовать с апреля 2018 г. Сбор для новых легковых автомобилей с двигателем 1–2 л (самый популярный сегмент) вырос почти в 2 раза. Теперь за новую машину с такими характеристиками нужно отдать не 44 200 руб., а 84 000 руб. Это может привести к росту цен на импортные автомобили, что также отразится на продажах 2018 г., отмечали участники рынка. Увеличение сборов не стало сюрпризом – многие бренды уже заложили его в прайс-листы, замечает директор по развитию дилера «Рольф» Владимир Мирошников. При этом цены на машины в течение года продолжат расти, добавляет он.

Автодилеры разделяют оценку АЕБ: «Авилон» ожидает общего роста продаж на 10–15%, «Рольф» – на 10%, «Автоспеццентр» – на 10–12%, «Автомир» – на 10%, сказали их представители. Правда, для этого требуются определенные условия: стабильная экономическая ситуация, расширение программ господдержки и активное стимулирование покупателей импортерами, перечисляет директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. Рынок будет расти в том числе за счет отложенного спроса, добавляет представитель «Рольфа». По мнению руководителя группы автомобильного сектора Deloitte Татьяны Кофановой, основным драйвером станет реализация отложенного спроса и увеличение покупательной способности населения.

Кроме того, последовательное снижение ключевой ставки ЦБ может стимулировать рост продаж в кредит, которые в России все еще ниже, чем в Европе и США, отмечает начальник экспертно-аналитического управления «Автомира» Артем Зябин. С начала 2018 г. ЦБ снизил ключевую ставку на 0,5 процентного пункта до 7,25% годовых. Автодилеры рассказывали, что продают в кредит от 30 до 55% машин. Но с завершением программы льготного кредитования эта доля может снизиться, замечает Мирошников из «Рольфа». Программа льготного кредитования действует, пока не будет исчерпан выделенный под нее бюджет. В 2017 г. она завершилась в середине октября. Всего на различные программы стимулирования на этот год выделено свыше 33 млрд руб., говорил в декабре министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

По итогам I квартала продажи легковых автомобилей, по данным АЕБ, выросли на 21,7% год к году до 392 920 машин, в том числе в марте – на 13,9% до 157 279. Именно год назад рынок возобновил рост после четырехлетнего падения, подчеркнул председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Продажи почти всех самых популярных марок выросли: Lada (22%), Kia (31%), Hyundai (17%), Renault (25%), Volkswagen (24%), Skoda (34%), Ford (25%), а Mitsubishi – более чем втрое (206%).

Это позволило Mitsubishi войти в десятку самых продаваемых автомобилей в России, обогнав Ford и ГАЗ: ее продажи выросли в марте до 5227 машин. После кризиса 2008 г. Mitsubishi в России сделала ставку на автомобили класса SUV и начала развивать локальное производство, что позволило ей активно увеличивать долю рынка, отмечает Мирошников. В 2014–2016 гг. средний ценовой сегмент, включая SUV, просел сильнее других и Mitsubishi ограничила российский модельный ряд, продолжает он, теперь рынок восстанавливается и особенно радуют продажи кроссоверов. На рынок вернулись Mitsubishi Pajero и Mitsubishi ASX, скоро появится новая модель Eclipse Cross, напоминает он.

Сократили продажи среди марок из топ-10 только Toyota и Nissan: на 8 и 21%. На продажи Nissan повлиял эффект высокой базы прошлого года, объяснил представитель марки: март 2017 г. был рекордным для компании – тогда автоконцерн активно продвигал автомобили за счет рекламы и спецпредложений. Запрос в Toyota остался без ответа.

Все-таки значительных улучшений в экономике не предвидится, считает директор международной группы стратегии КПМГ Максим Малков: рынок новых автомобилей вырастет лишь на 5–7%. А в следующем году темпы роста сократятся еще сильнее, продолжает он: именно на этот год выпадает среднее время периода сменяемости авто. Также не исключено изменение экономической конъюнктуры и повышение налогов и сборов, как это произошло с утилизационным сбором в 2018 г., добавляет он. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, российский автомобильный рынок в ближайшие пять лет продолжит расти в среднем на 8% и к 2022 г. достигнет 2,22 млн машин.