Статья опубликована в № 4486 от 15.01.2018 под заголовком: Авторынок завершил пятилетку падения

Продажи автомобилей в России выросли впервые за пять лет

Автопроизводители ожидают дальнейшего роста рынка, но этому может помешать государство
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Рынок новых автомобилей в 2017 г. вырос в России впервые за пять лет, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По сравнению с 2016 г. продажи увеличились на 11,9% до 1,6 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Это лучше прогноза, который давала ассоциация. В начале 2017 г. АЕБ предсказывала рост на 4%, а в октябре скорректировала прогноз до 10,8% (1,58 млн машин).

Самой популярной автомобильной маркой в России продолжает оставаться Lada от «АвтоВАЗа»: ее продажи выросли на 17% до 311 600 шт. А самой продаваемой моделью стала Kia Rio, обошедшая лидера прошлого года Hyundai Solaris и шедшую за ним Lada Granta.

При этом декабрь 2017 г. стал для автопроизводителей лучшим месяцем за последние три года, гласит статистика АЕБ: продано 166 013 автомобилей. Это на 14% больше, чем за аналогичный период годом ранее, и на 9% больше, чем в ноябре 2017 г.

10 самых продаваемых автомобилей в 2017 году

Откуда спрос

В прошедшем году автомобили почти не дорожали. В среднем цены выросли лишь на 5%, при этом накопился отложенный спрос, замечает финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич. Год назад экономика начала стабилизироваться, в течение всего года укреплялся рубль, напоминает он. Также существенное влияние на продажи оказали программы господдержки и программы автопроизводителей по стимулированию кредитов и сделок trade-in. Сейчас у крупных автодилеров около половины сделок идет в кредит: у «Рольфа» – 50%, у «Автомира» и «Автоспеццентра» – 48%, у «Авилона» – 35%, рассказали их представители.

В следующем году поддерживать продажи в кредит будут программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но финансирование на них может быть исчерпано намного раньше конца текущего года, указывает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

Рост должен продолжиться

Полоса неудач прервана, но путь к полному восстановлению рынка еще долог, констатировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Ведь для достижения рекордных показателей 2012 г. потребуется почти двукратный рост продаж.

Впрочем, автопроизводители уверены – продажи продолжат расти. Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор полагает, что рынок в этом году может увеличиться примерно на 10% благодаря отложенному спросу, стабильному рублю и продолжению господдержки. Гендиректор Suzuki Motor Rus Кеичи Сумида ожидает роста в пределах 5–10%. Ранее Ford Sollers прогнозировал, что рост автомобильного рынка в этом году составит 10–15%.

Первые дни нового года пока оправдывают позитивные ожидания производителей. «На новогодние праздники в этом году меньше клиентов уехало отдыхать за границу, поэтому мы видим рост потребительского спроса в наших салонах в среднем на 7,5%», – отмечает президент «Фаворит моторс» Владимир Попов.

В чем проблема

Но сама АЕБ впервые не решилась дать прогноз на новый год. По словам Шрайбера, неопределенность объясняется планами правительства увеличить в 2018 г. ставку утилизационного сбора на автомобили. Пока не будет принято окончательного решения, сложно оценить перспективы рынка, констатировал он.

В декабре Минпромторг внес в правительство проект постановления об индексации утилизационного сбора. Представитель министерства тогда отказался назвать конкретные цифры, сказав лишь, что средневзвешенный размер индексации по разным типам машин может составить 15–17,5%.

12 января «Интерфакс» со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича передал, что сбор будет индексирован «в разной степени» – от 0 до 15% и чуть выше в зависимости от ряда факторов. Представитель Дворковича отказался раскрыть детали до выхода официального документа, лишь отметив, что он будет готов на следующей неделе.

Ранее источники «Ведомостей», близкие к двум автоконцернам, говорили, что Минпромторг предложил правительству увеличить утилизационный сбор на легковые автомобили почти вдвое. По информации третьего источника – в среднем на 80%. Сейчас за новую легковую машину с двигателем 1–2 л нужно платить 44 200 руб., с мотором 2–3 л – 84 400 руб.

Цена – самое главное

Если утилизационный сбор вырастет в 2 раза, то это приведет к значимому увеличению стоимости автомобилей, считает управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев. Если же речь идет примерно о 15%, то это не приведет к существенным изменениям, хотя определенные корректировки цен могут быть, добавил он. Представитель Kia отказался обсуждать этот вопрос «без конкретной и достоверной информации о политике государства». Ранее большинство ведущих автоконцернов подняли цены на модели 2018 г. от 0,8 до 7%.

Повышение цен из-за сбора зависит от параметров автомобиля, при этом производители продолжат плавно повышать цены и по другим причинам, говорит Кузьмич.

Повышение утилизационного сбора негативно отразится на рынке и замедлит темпы начавшегося в 2017 г. роста, возражает предправления АГ «Авилон» Андрей Павлович. Сейчас клиенты активно скупают более дешевые модели 2017 г. Но даже незначительное подорожание заставит людей повременить с покупкой.

По мнению Павловича, рынок в 2018 г. вырастет на 10%. В отсутствие макроэкономических шоков рынок может вырасти и на 15% до 1,75 млн шт., надеется Кузьмич. Автопарк в стране стареет, напоминает он: в 2018 г. подходит срок смены автомобиля у тех, кто приобретал машины на локальном максимуме рынка в 2012–2013 гг.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more