«АвтоВАЗ» вводит режим простоя на два дня

Некоторые дилеры жалуются на избыток машин на складах
«АвтоВАЗ» снизил квоты дилерам на ноябрь и декабрь /Максим Стулов / Ведомости

На этой неделе «АвтоВАЗ» отправит в простой все свои автосборочные линии, следует из копии приказа, опубликованного в группе «Рабочие «АвтоВАЗа» во «В контакте». Он продлится 31 октября и 1 ноября и будет оплачен в размере 2/3 средней заработной платы. Простой не затронет сотрудников, «задействованных в производстве запасных частей, инвентаризации и других неотложных работах». Целью называется необходимость оптимизации стоков готовых автомобилей. По словам представителя «АвтоВАЗа», причина простоя 31 октября и 1 ноября другая – она связана с необходимостью проведения традиционной ежегодной инвентаризации.

В сентябре продажи Lada в России выросли на 1% до 31 516 шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Данных за октябрь пока нет. Динамика замедлилась – за 9 месяцев рост составил 2%. Из-за снизившихся заказов от дилеров «АвтоВАЗ» с середины месяца снизил скорость конвейера, рассказывали ранее источники «Ведомостей».

У одного из дилеров Lada запасы машин на уровне 1,6-месячных продаж, «что вполне нормально», замечает он. Два других дилера Lada говорят, что у них, напротив, на складе образовались излишки – на уровне, превышающем двухмесячные продажи, при стандартных запасах в 1,5 месяца. Но их это не сильно беспокоит: по словам собеседников «Ведомостей», «АвтоВАЗ» снизил дилерские квоты на ноябрь и декабрь. Это позволит разгрузить склады и выйти на нормальный уровень, считают дилеры.

По словам одного из дилеров, снижение квот связано с введением в стране электронных паспортов транспортного средства – они в отличие от прежних, бумажных, не позволят указать 2020 г., если машина была произведена в текущем году, а поставлена в следующем (представитель «АвтоВАЗа» это не комментирует). Поэтому есть смысл ограничить выпуск машин в конце 2019 г. и потом компенсировать это увеличенными поставками в начале 2020 г., рассуждает он. Другой дилер считает, что снижение квот связано с иной причиной: «Автомобилей в сети достаточно, для того чтобы закончить год с долей рынка более 21% (целевая доля «АвтоВАЗа»). Ранее запланированный объем производства был под растущий рынок, а по факту он не растет. Поэтому и производство нужно снижать, иначе дилеры будут с излишними складами».

В октябре комитет автопроизводителей АЕБ ухудшил прогноз продаж автомобилей на российском рынке. По итогам 2019 г. в стране может быть продано не более 1,76 млн машин – на 2,3% меньше, чем годом ранее. В начале 2019 г. ассоциация ожидала, что рынок вырастет на 3,6% до 1,87 млн шт.

Помимо автомобилей Lada «АвтоВАЗ» выпускает машины для Renault и Datsun. По итогам сентября 2019 г. продажи Renault в России выросли на 28% до 13 326 шт., Datsun – остались на уровне прошлого года (почти 2000 шт.), гласят данные АЕБ. Дилер Renault говорит, что у него запасы автомобилей, в том числе выпускаемых на «АвтоВАЗе», стандартные. «Renault в этом году очень аккуратно работает со стоками – излишних отгрузок нет», – замечает он. Дилер Datsun говорит, что проблем с затариванием склада тоже нет. Квоты компании не снижали, добавляют собеседники «Ведомостей».

Представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (выпускает автомобили Hyundai и Kia) сказал, что простои на заводе не планируются: как и прежде, предприятие будет работать на полную мощность в три смены пять дней в неделю. Представители групп Renault, Nissan, Toyota, Volkswagen на вопросы не ответили.

Исправленная версия. Во втором абзаце уточнены данные Ассоциации европейского бизнеса.