Доходы лизинговых компаний от сдачи автомобилей в аренду выросли на 25%

Им позволил хорошо заработать резкий рост стоимости машин в 2020–2021 гг.
Доходы лизинговых компаний от сдачи автомобилей в аренду выросли на 25%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Рост доходов по закрытым в 2021 г. контрактам операционного лизинга легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей составил 25% по сравнению с аналогичными контрактами трехлетней давности. Об этом «Ведомостям» рассказал руководитель комитета по взаимодействию с автопроизводителями и дилерами Объединенной лизинговой ассоциации Вячеслав Михайлов. По его оценке, в 2020–2021 гг. новые легковые автомобили и LCV подорожали в среднем на 30%. Это произошло из-за коронавирусных ограничений, роста экспортных пошлин на металл в 2021 г. и дефицита микроэлектроники, пояснил Михайлов.

По данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная (с учетом занимаемой доли рынка. – «Ведомости») цена нового легкового автомобиля в России с 2018 г. по август 2021 г. включительно выросла на 31% до 1,89 млн руб.

При операционном лизинге по окончании договора автомобиль возвращается лизингодателю – в отличие от финансового, когда машина выкупается по остаточной стоимости арендатором.

Операционная аренда автомобилей не пользуется большой популярностью в России. На начало 2021 г. парк операционного лизинга составлял около 90 000 транспортных средств (ТС), или 27% от общего количества автомобилей в лизинге в России, сказала «Ведомостям» гендиректор «Газпромбанк автолизинга» Лилия Маркова. Оставшиеся 63% приходятся на финансовый лизинг.

Средний срок договоров лизинга равен 36 месяцам. Основные клиенты по операционному лизингу – это каршеринговые предприятия, компании из сегментов FMCG (товары повседневного спроса) и HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), а также службы доставки и компании, которым необходим автопарк для представительских нужд, перечисляет Михайлов. Он добавляет, что при этом операционный лизинг почти не используют юрлица, представляющие микро- и малый бизнес. «С ними мало кто умеет работать, трудно просчитать риски и остаточную стоимость ТС», – поясняет он.

Средняя сделка в операционном лизинге – от 10 автомобилей и больше, а в год сдается 30 000–35 000 автомобилей, уточняет Михайлов. По словам Марковой, при операционном лизинге наиболее популярны седаны В-класса – Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio. Около 90% – легковые машины, на долю LCV приходится 8% контрактов, оставшиеся 2% – грузовики.

«Если брать машину, которая покупалась три года назад, сейчас ее можно продать дороже остаточной стоимости на 30%. Это образует доходность без учета допрасходов лизинговой компании», – подсчитал Михайлов. По его словам, дополнительные расходы лизингодателя возникают после того, как клиенты возвращают ТС по истечении контракта. В них входят затраты на хранение автомобиля, на размещение объявления на площадке классифайдов, на оценку и экспертизу. Вместе с тем кризис полупроводников вызвал подорожание запчастей, стоимости техобслуживания и допоборудования, которым нужно доукомплектовать автомобиль на время сдачи в аренду (например, телематика для автомобилей каршеринга. – «Ведомости»). Все это съедает дополнительный доход, но незначительно, добавляет Михайлов.

По его словам, на размер чистой дополнительной доходности этого сегмента влияет и эффект масштаба. Лидерами операционного лизинга в России являются зарубежные компании – ALD, LeasePlan, Arval. Они работают с крупными международными компаниями, передавая им по 6000–8000 автомобилей в год каждая. Во втором эшелоне следуют «Major лизинг», «ВТБ лизинг», «Сбер лизинг», «Интермарк», «Европлан», «Альфа лизинг» – они в год сдают примерно по 2000 автомобилей в операционную аренду. Поэтому у каждой компании объем допзатрат разный и эффект масштаба дает их снижение на один автомобиль, объясняет Михайлов. По его оценке, передавая в операционную аренду в среднем 5000 автомобилей в год, лизингодатель получает дополнительный доход на истекающих в 2021 г. трехлетних контрактах в 25% по сравнению с аналогичными контрактами трехлетней давности. За счет полученной дополнительной прибыли лизинговые компании могут компенсировать другие потери, отмечает Михайлов.

По данным источника «Ведомостей» в крупной лизинговой компании, за первое полугодие 2021 г. истекло около 30 000 договоров операционного лизинга автомобилей, которые были заключены в 2017–2018 гг. Он соглашается с оценкой Михайлова: «Наиболее ликвидные автомобили практически сохранили свою стоимость по сравнению с 2017 г.». Например, Volkswagen Polo 1.6 на «автомате» 2017 года выпуска сейчас предлагается по среднерыночной цене в 830 000 руб., что примерно равно отпускным ценам на новую модель при закупке несколько лет назад. С 2017 по 2020 г. средневзвешенная стоимость авто выросла на 350 000 руб., или около 25%. С учетом того что издержки по обслуживанию автомобилей, заложенные в финансовой модели, возросли не столь значительно, а фондирование лизинговых компаний было доступнее за счет сниженной ключевой ставки ЦБ, практически вся эта надбавка стала прибылью для лизинговых компаний, говорит собеседник «Ведомостей». Это касается не только операционного, но и финансового лизинга, только в последнем случае в выигрыше остался клиент, уточняет Михайлов.

Объем автолизингового портфеля «Альфа лизинга» в 2021 г. превысил 100 млрд руб., но доля операционной аренды составляет менее 1%, сказала «Ведомостям» управляющий директор компании Ольга Гришина. Эта доля была сформирована в рамках пилотного проекта по предоставлению операционного лизинга автомобилей для физлиц, который компания проводила в 2018 г., пояснила она.

Лизинговый портфель «ВТБ лизинга» по автотранспорту на 1 июля составлял около 130 млрд руб., сказал «Ведомостям» гендиректор компании Дмитрий Ивантер. По его данным, в автопарке «ВТБ лизинга» на 1 сентября было более 70 000 автомобилей: 53%, или 37 500, – легковых, 35%, или 25 000 единиц, – грузовых и LCV. По 4% в каждом сегменте приходится на операционный лизинг, остальное – на финансовый. Чаще всего клиенты «ВТБ лизинга» выбирают автомобили Ford Transit, Lada Granta, Renault Logan и Skoda Octavia, пояснил Ивантер.

В «Европлане» и «Сбер лизинге» от комментариев отказались.