Mazda обсуждает с «Соллерсом» отказ от сборки машин во Владивостоке

Претендент на эту промплощадку быстро не найдется, считают эксперты
Предприятия СП «Мазда Соллерс» приостановили выпуск машин в мае 2022 г./ Юрий Смитюк / ТАСС

Соллерс авто» обсуждает с Mazda вопрос прекращения производства автомобилей во Владивостоке и выкупа «Соллерсом» доли Mazda в совместном предприятии (СП), сообщила российская компания 26 сентября. Переговоры касаются параметров выхода из проекта японской компании, пояснил «Ведомостям» представитель «Соллерс авто». При этом компания уже разработала план перезапуска завода под производство автомобилей других брендов и в настоящее время финализирует переговоры по этому вопросу, говорится в сообщении «Соллерс авто». Подробности представитель компании уточнить затруднился.

«Ведомости» направили запрос в Минпромторг.

Намерение Mazda выйти из проекта с «Соллерс авто» связано с тем, что сбои в цепочке поставок комплектующих, возникшие после начала СВО на Украине, затрудняют возобновление работы, писала японская газета Nikkei 25 сентября.

Выручка СП в 2021 г. выросла на 20% в годовом выражении до 53,6 млрд руб., операционная прибыль – в 6 раз до 1,06 млрд руб., чистая прибыль – с 11 млн до 997 млн руб., следует из презентации к отчету МСФО за прошедший год российской группы. Продажи Mazda на российском рынке в прошлом году составили 28 900 автомобилей (+6,5% год к году). «Соллерс» по итогам 2021 г. получил от СП с японской компанией 700 млн руб. дивидендов.

СП «Мазда Соллерс» создано в 2012 г. одноименными компаниями на паритетной основе. Площадка проектной мощностью 50 000 автомобилей в год находится во Владивостоке. В прошлом году на ней было выпущено около 30 000 машин – это кроссоверы Mazda CX-5 и Mazda CX-9, седан Mazda 6. Позднее, в конце 2018 г., «Соллерс» и Mazda открыли там же производство двигателей Skyactiv-G объемом 2 л. Инвестиции в проект составили 3 млрд руб., а все собранные двигатели поставлялись на японские заводы Mazda.

Оборудование завода двигателей будет перевезено на предприятия «Соллерс авто» в европейской части РФ, пояснил «Ведомостям» представитель компании. Таким образом, производства двигателей у компании во Владивостоке больше не будет.

Предприятия СП «Мазда Соллерс» приостановили выпуск машин в мае 2022 г. Этому предшествовало сообщение «Соллерса», что из-за СВО на Украине возникают сложности с поставками импортных компонентов, в связи с чем приостановлены поставки комплектующих на совместные предприятия с Ford и Mazda.

Площадку СП с американским Ford в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан) «Соллерс» решил приспособить под выпуск китайской коммерческой техники JAC («Ведомости» писали об этом 8 сентября). В частности, на ВЭФ-2022 российский автопроизводитель подписал соглашение с Минпромторгом о внесении изменений в свой специнвестконтракт. Они предполагают выпуск новой линейки легкого коммерческого транспорта на замену Ford Transit под собственным брендом «Соллерс авто» полной массой от 2,5 до 4,5 т.

Тогда источники «Ведомостей» говорили, что автомобиль, схожий по массогабаритным характеристикам с Ford Transit и Mercedes Sprinter, который будут выпускать на заводе «Соллерс Форд», – это JAC Sunray. Бескапотный фургон «Соллерс», вероятно, будет выпускаться на базе модели JAC-N25/35, которая по внешнему виду и характеристикам схожа с известным на российском рынке LCV Hyundai Porter, говорил один из источников.

Кроме этого у «Соллерса» есть проект по локализации с китайской Chery Automobile. Производство машин этой марки предполагалось локализовать на площадке УАЗа в Ульяновске. Но в конце августа 2022 г. Chery решила отказаться от этой идеи («Ведомости» писали об этом 26 августа) из-за попадания УАЗа в санкционный список ЕС в начале июня.

Завод по сборке автомобилей «Мазда Соллерс» можно грубо оценить в 200–220 млн евро, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, на нем можно собирать почти любые автомобили типоразмера Mazda 6 и Mazda CX-5. В случае подбора подходящей замены особенных инвестиций в оснастку под новое производство не потребуется, считает эксперт.

Площадку СП во Владивостоке несложно переделать под выпуск других машин, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но вывоз собранных машин оттуда в текущих условиях может быть осложнен, полагает эксперт. Раньше «Соллерс» получал субсидию на перевозку машин с Дальнего Востока в размере около 500–700 млн руб. в год. Весьма вероятно, что этот завод после ухода Mazda какое-то время будет простаивать, отмечает Удалов.

Не факт, что площадку СП сразу займут, соглашается эксперт по автомобильному рынку Владимир Беспалов. По его словам, наиболее очевидным вариантом для «Соллерса» является привлечение одного из китайских автоконцернов. «Но у них теперь есть выбор, где обосноваться в России, особенно после решения Toyota закрыть завод в Санкт-Петербурге», – рассуждает он. Завод «Мазда Соллерс» не может работать исключительно на Дальний Восток, где сильна конкуренция с подержанными машинами из Японии, отмечает Беспалов. Поэтому требует проработки вопрос перевозки машин в центральную часть России, резюмирует он.