Путин обещал молчать о новом Volkswagen

Калужский завод Volkswagen (VW) объявил о запуске линии полной сборки. Вслед за Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia на конвейер встанет бюджетная модель VW, которую одним из первых увидел прибывший на завод премьер Владимир Путин
Владимир Путин заглянул в автомобильное будущее/ С.Портер

ООО «Фольксваген груп рус»

Дистрибутор автомобилей и владелец завода в Калуге. Учредитель – Volkswagen Group (100%). Финансовые показатели не раскрываются. Продажи за 9 месяцев – 95 261 автомобиль (АЕБ), производство – 33 951 машина (данные «АСМ-холдинга»).

С 2007 г. автомобили на заводе VW в Калуге собирались крупноузловым методом (соединялись готовый кузов и подвеска). «На новой линии сможем собирать до пяти моделей одновременно», – рассказал руководитель отдела локализации и технического развития «Фольксваген рус» Владимир Шульц. Сейчас это Skoda Octavia и Volkswagen Tiguan, до конца 2010 г. будут запущены Passat и Skoda Fabia. Пятой станет новая бюджетная модель VW, разработанная специально для российского рынка, ее выпуск в Калуге ожидается с мая 2010 г. «Это будет седан на базе Polo, похожий на Jetta, ориентировочная стоимость – 440 000 руб.», – объяснил Шульц, отметив, что название авто еще не утверждено. Цена Jetta составляет около 600 000 руб. Безымянную новинку показали только премьер-министру Владимиру Путину, побывавшему вчера на заводе.

«Я обещал молчать, но могу сказать, что мне понравилось. Это перспективная модель по качеству и по цене», – сказал он. До кризиса VW предполагала ежегодно производить в России 80 000 бюджетных авто. Скорректированные планы производитель не раскрывает. VW намерена достичь 25%-ной локализации производства в 2010 г. и 30%-ной – в 2012 г.

Сейчас самая высокая локализация – 30% – у Ford, говорит аналитик Ernst & Young Иван Бончев. На сайте Ford указаны 27 поставщиков, работающих в России. С начала года штампованные детали завод берет у завода Stadco, запустившего производство в Ленобласти. Уровень локализации Logan, выпускаемой на «Автофрамосе», достиг 41%, говорит представитель Renault. Крупные штампованные детали завод закупает на ЗиЛе.

Предполагается, что VW будет закупать штампованные детали у СП испанской Gestamp и «Северстали»: производство на новом заводе в Калуге должно начаться в мае-июне 2010 г., будет выпускаться 140 деталей кузова и салона автомобиля.

В 2008 г. российский завод VW собрал 63 000 машин, а «в этом году хотим не упасть», сказал Шульц (цитата по Reuters). На данный момент на заводе работает 1800 человек. В следующем году число рабочих планируется довести до 3000 человек.

Возможности завода позволяют выпускать до 150 000 авто, а при всплеске спроса – 300 000, добавил он. Планы «довольно смелые», учитывая 50%-ный спад спроса, отмечает Бончев. Но бизнес-стратегия VW отличается от стратегий других иностранных автоконцернов, имеющих свои заводы в России: Ford, Toyota, Nissan, General Motors, Renault выпускают 1–2 модели. А российский завод VW собирает 18 моделей, говорит представитель компании. Что позволяет VW экономить на таможенных пошлинах и проводить более гибкую ценовую политику. Volkswagen Group – один из немногих концернов в России, который смог увеличить свою долю на падающем рынке. А марка Volkswagen стала рекордсменом: по данным АЕБ, за январь – август 2009 г. она получила дополнительно 1,3% рынка.

Разнообразный модельный ряд и присутствие практически во всех ценовых группах позволяют VW быстро реагировать на изменения рынка, отмечает Бончев: до кризиса динамично развивался сегмент автомобилей «средней цены» – $20 000–25 000, а также премиум-класса, сейчас крен в сторону массового бюджетного класса – $10 000–15 000. Туда направляется и VW. Спрос будет: в России автомобильный парк старый, а насыщенность невысокая – на 1000 жителей 220 авто (в Европе – 400–500, в США – 600), говорит Бончев. Учитывает VW и психологию россиян, которые не любят малогабаритные авто, добавляет он: концерн, решивший производить недорогой автомобиль, все же постарается сохранить внушительные размеры.

Заявленная мощность уже существующих и строящихся заводов в России – 2,6 млн автомобилей в год. В этом году в стране будет продано около 1,3 млн машин. Но VW верит в Россию: в 2018 г. по сравнению с 2008 г. рынок вырастет на 30%, а продажи составят 3,6 млн автомобилей в год, заявил председатель совета директоров Volkswagen Group Мартин Винтеркорн. По его прогнозам, российский рынок войдет в пятерку крупнейших в мире. Бончев не разделяет оптимизма немцев: только на докризисный уровень Россия вернется не раньше чем через пять лет. Возможно, иностранцы рассчитывают на поддержку государства, добавляет он, например отмену ценовых границ по льготному кредитованию.