"Камаз" закончил прошлый год хорошо, но с убытком

Несмотря на падение продаж на 46%, «Камаз» в 2009 г. сумел сохранить операционную рентабельность. Но этого оказалось недостаточно для выполнения условий кредитов – теперь «Камаз» договаривается с банками об изменении ковенант
А.Махонин

«Камаз»

Производитель грузовиков. Акционеры: 39,4% – «Тройка диалог», 37,8% – «Ростехнологии», 11% – Daimler, 4% – ЕБРР.

В 2009 г. продажи «Камаза» сократились на 46% до 25 903 грузовиков, но выручка, согласно неаудированной отчетности по МСФО, снизилась лишь на 36% до 61,3 млрд руб., говорится в презентации «Камаза» для инвесторов (копия есть у «Ведомостей»). Цены на продукцию компания не повышала, а результаты объясняются изменением структуры продаж компании в 2009 г., утверждает директор по корпоративным финансам «Камаза» Елена Милинова.

В прошлом году государство активно помогало «Камазу», закупая у него технику. Доля госзаказа в продажах выросла с 10% до 32%, а основным покупателем стало Минобороны, заказывавшее более дорогие грузовики с полным приводом, объясняет Милинова. К тому же в структуре выручки на продажи грузовиков приходится лишь около 60%, остальное приносит продажа запчастей, сервис и т. д., а эти сегменты сокращались меньше, добавила Милинова.

«Камаз» в прошлом году активно сокращал расходы: снижал закупочные цены компонентов, оптимизировал складские запасы, улучшал систему производства и т. д., что помогло сэкономить 7 млрд руб., сказано в презентации. В результате EBITDA оказалась положительной, говорится в документе, – 539 млн руб. (-94% по сравнению с 2008 г.).

Положительным остался и операционный денежный поток – 7,7 млрд руб., что объясняется в первую очередь сокращением запасов на складах, говорит Милинова. Но при этом «Камаз» в прошлом году получил 3,4 млрд руб. чистого убытка. Виноваты изменение валютных курсов (значительная часть долга «Камаза» в валюте), а также резко подорожавшие кредиты – в 2009 г. чистые затраты на выплату процентов выросли на 60% до 1,4 млрд руб., отмечает Милинова. Зато чистый долг компании сократился на 7% до 17,8 млрд руб., а большая часть займов была переведена в долгосрочные, указал «Камаз» в презентации.

«Камаз» в 2009 г. нарушил ковенанты по ряду займов, в том числе и по полученному осенью 2008 г. синдицированному кредиту на 150 млн евро, организованному Citibank, признала компания. Никто не предполагал, что ситуация на рынке будет настолько плохой, поэтому ряд условий был нарушен: например, соотношение чистый долг / EBITDA в 2009 г. составило 33, объясняет Милинова. Однако компания практически договорилась с кредиторами об изменении кредитных договоров, никаких санкций за нарушение условий не последует, уверяет она. Комментарии Citibank вчера получить не удалось.

Результаты довольно сильные: компания показала хорошее умение оптимизировать производство и сокращать издержки, говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Опасение вызывает только рост объема процентных выплат, хотя при этом сам долг снизился, отмечает он. В любом случае «Камаз» закончил год куда лучше других российских автопроизводителей, считает Лямин.

Отчетность по МСФО за 2009 г. компания опубликует в июне, говорит Милинова.