Автокомпонентные предприятия группы СОК могут перейти под управление «АвтоВАЗа»

Автокомпонентные предприятия группы СОК могут перейти под управление «АвтоВАЗа». СОК таким образом сможет освободиться от убыточных активов, а «АвтоВАЗ» – контролировать цены на комплектующие
А. Махонин

«АвтоВАЗ»

Автозавод. Акционеры – «Ростехнологии», «Тройка диалог», Renault (по 25% плюс 1 акция). Производство – 294 737 автомобиля (2009 г.). Продажи – 349 490 автомобилей (2009 г.). Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 92 млрд руб., чистый убыток – 49,2 млрд руб.

О том, что группа СОК предложила «АвтоВАЗу» взять в управление свои предприятия, выпускающие автокомпоненты, вчера сообщило агентство Reuters. Сотрудник «АвтоВАЗа» подтвердил это «Ведомостям». Он отметил, что стороны пока ведут консультации, об оформлении сделки в ближайшее время речи пока не идет. Представители «АвтоВАЗа» и СОК обсуждать это отказались.

СОК хотела продать свои активы еще до начала кризиса, компания вела переговоры об этом с «Объединенными автомобильными технологиями» (ОАТ). Эта структура создана «Тройкой диалог» и «Ростехнологиями» (компаниям принадлежит по 25% акций «АвтоВАЗа»). Речь шла о восьми заводах: «Автосвет», «Освар», «Белзан», «Счетмаш», «ВАЗинтерсервис», «Комплект-ЛТД», «Росавтопласт» и «Мотор-супер», а также о двух торговых домах, которые занимались торговлей комплектующими. ВТБ осенью 2008 г. оценивал эти активы в $150–200 млн. Сделка была структурирована к осени 2009 г. ОАТ собрала необходимую для покупки сумму, однако затем отказалась от покупки, рассказывал «Ведомостям» бывший тогда председателем правления ОАТ Владимир Аветисян. Холдинг сосредоточился на управлении переданных «Ростехнологиями» активов и решил не рисковать, покупая находящиеся в сложном положении предприятия СОК, объяснял Аветисян. Интереса к покупке активов у ОАТ с тех пор не возникло, заявил представитель компании.

Автокомпонентный бизнес СОК находится в хорошем финансовом состоянии. Например, отношение долга к EBITDA равно трем. Это приемлемо, уверяет представитель компании. А в 2010 г. выручка компонентных предприятий группы должна вырасти вдвое, показатель долг/EBITDA должен снизиться до 1,5, прогнозирует он. «АвтоВАЗ» с этим не согласен: финансовое положение этих компаний достаточно сложное, утверждает сотрудник автогиганта. Возможно, завод будет вынужден взять в управление эти предприятия, ведь на группу СОК приходится более 10% поставок комплектующих, отмечает он. Проблемы у поставщиков «АвтоВАЗа» уже сказываются на производстве. В июле завод соберет на 5% меньше запланированного объема, сообщила компания на прошлой неделе.

Объем долга, равный трем EBITDA, – вполне приемлемый показатель. Но маловероятно, что это так: ведь все предприятия в автопроме в прошлом году находились в очень тяжелом положении, удивляется аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Вероятно, СОК хочет отдать «АвтоВАЗу» активы, пользуясь тем, что из-за поставщиков у компании начинаются сбои в производственной программе, полагает он.