Главную улику разлива нефти в Мексиканском заливе изучит NASA


Расследование катастрофичного разлива нефти в Мексиканском заливе на шаг приблизилось к поиску причины аварии. Как пишет AP, в воскресенье инженеры подняли с глубины 1,6 км ключевую улику — противовыбросовый превентор. Устройство высотой 15 м и весом в 300 т было установлено на устье скважины Макондо. 20 апреля 2010 г. превентор не справился с выбросом газа, после чего на буровой платформе Deepwater Horizon случился взрыв, погибли 11 буровиков, передавал Bloomberg. Из скважины вытекло 4,9 млн баррелей нефти, утечку остановили 15 июля 2010 г.

Операция по подъему превентора заняла 29 часов 30 минут. На его место в устье скважины BP установила новый превентор. «На этой стадии скважина не представляет опасности для Мексиканского залива», - заявил куратор ликвидации разлива нефти со стороны правительства США Тэд Аллен, пишет WSJ. На следующей неделе BP проведет цементирование скважины на глубине более пяти километров, добавил Аллен.

Помимо инженеров, на борту судна HelixQ4000 противовыбросовый превентор встречали агенты ФБР, фотографируя и снимая устройство на видео. Сотрудники ФБР будут сопровождать устройство при транспортировке в лабораторию NASA в Луизиане.

Следователям предстоит выяснить, почему превентор не перекрыл трубопровод после выброса метана. Известно, что в гидросистеме устройства была утечка, которая могла повлиять на его работу. Президент Transeocean (владелец буровой Deepwater Horizon) Стив Ньюман ранее заявлял, что в превентор вместе с потоком газа могли попасть обломки породы.

Кроме того, противовыбросовый превентор не прошел «ресертификацию», писала FT. Согласно показаниям руководителя подводных работ Transocean Марка Хэя, сервисное обслуживание устройства проводилось в 2001 г. и «ресертификация» была намечена на 2006 г. Также Хэй заявил, что в 2004-2005 гг. в устройство «вносились изменения», и он не уверен, было ли об этом известно BP.

Представители Transeocean уверяли, что противовыбросовый превентор был в рабочем состоянии, его текущий ремонт проводился в феврале 2010 г. перед установкой на скважине BP. Кроме того, сотрудник BP показал, что противовыбросовый превентор успешно прошел опрессовку 9 апреля.

Однако, как пишет AP, есть сомнения в том, что изучение превентора поможет следователям установить причины выброса газа. Возможно, им придется делать предположения на основе фактов, записей и свидетельских показаний. Тем не менее, результаты исследования противовыбросового превентора могут привести к новой волне исков против BP и Transeocean.