«Аэрофлоту» передадут первые два самолета SSJ-100

«Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) готовятся передать «Аэрофлоту» первые два самолета Sukhoi SuperJet 100 уже в декабре. Однако перевозчик ждет их не раньше будущего года

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания России. пассажиропоток (8 месяцев 2010 г.) – 7,5 млн человек без учета «дочек». основной акционер – государство (51,17%). капитализация – $2,4 млрд. выручка (РСБУ, 1-е полугодие 2010 г.) – 48,3 млрд руб. прибыль – 3,9 млрд руб.

Аэрофлот» – стартовый заказчик SSJ100 (у него твердый контракт на 30 бортов). Сначала ГСС собиралась передать первые лайнеры в ноябре 2008 г., но из-за проблем с серийным производством двигателей срок был сдвинут на конец 2009 г., а затем еще на год. Первые два SSJ будут поставлены «Аэрофлоту» в середине декабря этого года, заявила «Ведомостям» представитель ГСС Ольга Каюкова, в 2011 г. – еще восемь.

Однако у «Аэрофлота» другие данные: 12 самолетов он рассчитывает получить лишь в 2011 г., говорится в проекте стратегии развития авиакомпании до 2025 г. (копия документа есть у «Ведомостей»). А допуск региональных аэропортов к обслуживанию этого типа самолетов появится к 2012 г., указано там же.

«Аэрофлот» ожидает поставки первой партии самолетов в течение 2011 г., подтвердил «Ведомостям» представитель авиакомпании. Вопрос о том, будут ли штрафы к ГСС за очередную задержку и какие, будет решаться отдельно, добавил он.

Пока ГСС ничего не платила. Взамен гендиректор «Сухого» Михаил Погосян пролоббировал для «Аэрофлота» беспошлинный ввоз 10 дальнемагистральных Airbus 330.

SSJ могут появиться и в этом году, не исключает источник, близкий к «Аэрофлоту», но об этом говорится неформально – никаких гарантий нет. Однако, если SSJ поступят, получить допуск на их обслуживание недолго, уверяет он. Заявку на допуск подают аэропорты, говорит представитель Росавиации, а чиновники смотрят на размеры взлетно-посадочной полосы, материал, из которого она сделана, наличие вспомогательной техники для конкретного типа самолетов (в частности, тягачей) и проч. SSJ – ближнемагистральный самолет, удлиненной полосы не требуется, так что сложностей с допуском не будет – на его получение уйдет несколько недель, полагает представитель ведомства.

SSJ – политический проект, его в любом случае будут «вытягивать», считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, чтобы поддержать имидж проекта, первый самолет могут передать и в этом году. Однако массовая поставка лайнеров начнется к концу 2011 г., полагает эксперт. Впрочем, многолетняя задержка SSJ не страшна «Аэрофлоту», отмечает Сахнова, ведь он продолжает получать среднемагистральные Airbus 320.