«Ингосстрах» поможет своему акционеру Олегу Дерипаске с самолетами

«Ингосстрах» нашел применение свободным деньгам: с их помощью авиакомпании одного из акционеров страховщика – Олега Дерипаски сэкономят на лизинге самолетов

Совет директоров «Ингосстраха» 5 октября обсуждал сделку по передаче денежных средств в доверительное управление, рассказали два близких к совету человека. «Ведомостям» удалось ознакомиться с материалами для совета. Сделка предполагает выкуп парка самолетов Boeing 737 авиакомпании Sky Express, которую, как и «Ингосстрах», скоро будет контролировать «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

ЗАО «Скай экспресс» (Москва)

Лоукост-перевозчик. Акционеры не раскрываются. Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 3,46 млрд руб., чистая прибыль – 2,08 млрд руб.

«Ингосстрах»

Страховая компания. Совладельцы: «Базовый элемент» (около 60%), PPF Investments (около 40%). Финансовые показатели (1-е полугодие 2010 г.): страховые премии – 23,8 млрд руб., страховые выплаты – 15,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,3 млрд руб.

Пять лизинговых самолетов, которые сейчас эксплуатирует Sky Express, доверительный управляющий (его имя в документах не называется) выкупает у нынешних владельцев – компаний CIT и Boeing Capital – на деньги «Ингосстраха». Сделка происходит с 40–50%-ным дисконтом к рыночной цене самолетов – за $12,85 млн, говорится в материалах. Затем самолеты снова сдаются Sky Express в аренду. Срок этой аренды – два года, по окончании которых «Ингосстрах» получит назад деньги плюс доходность в долларах – 15% годовых. Доверительный управляющий – «дочка» «Ингосстраха», компания «Ингосстрах-инвестиции», сообщает источник, близкий к совету страховщика.

Всего в парке Sky Express девять самолетов. Сделка с «Ингосстрахом» позволит авиакомпании существенно сэкономить, говорится в материалах для совета директоров. Сейчас лизинговые ставки вдвое ниже тех, по которым Sky Express заключала контракты в 2007 г., на пике рынка. Кредиторская задолженность (в среднем $2 млн на самолет) после выкупа судов будет списана, выкуп также позволит ремонтировать самолеты в низкий сезон и увеличить налет, что, в свою очередь, повысит оборот компании.

Крах Sky Express был вызван тем, что компания не держала свой парк в работоспособном состоянии, снизила объем перевозок и доходы в высокий сезон 2009 г. и не смогла выйти из пике в момент подъема рынка зимой 2009–2010 гг., говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. По его мнению, финансовая поддержка «Базэла» и экономия на содержании парка позволят Sky Express поправить дела.

Сейчас Sky Express объединяется с еще одной компанией «Базэла» – «Авиалиниями Кубани». Форма объединения будет определена к концу года, но на операционном уровне это будет единая компания, говорил недавно заместитель гендиректора «Базэла» Андрей Елинсон. Месяц назад акционеры «Авиалиний Кубани» одобрили допэмиссию акций, которая будет частично оплачена акциями Sky Express.

После размещения «Авиалинии Кубани» получат контрольный пакет Sky Express.

Единая компания рассчитывает увеличить число воздушных линий с 43 в 2011 г. до 98 в 2015 г., а количество перевезенных пассажиров – с 2,5 млн до 8,3 млн, говорится в материалах для совета директоров.

Миноритарии «Ингосстраха» из PPF Investments (PPFI) негодуют. «Мы голосовали против одобрения этой сделки и всегда выступали и будем выступать за то, чтобы средства «Ингосстраха» вкладывались исключительно в развитие страхового бизнеса, а не в непрофильные активы, как, например, подержанные самолеты, – заявил представитель PPFI Ян Пискачек. – Хотя нам ясно, что если дело касается финансовой поддержки мажоритарного акционера страховщика путем нестандартных сделок, то в совете директоров, полностью подвластном «Базэлу», для них всегда зеленый свет. Мы вновь выражаем обеспокоенность ситуацией в компании, которая далека от общепринятых стандартов корпоративного управления».

Протокол совета директоров не подписан – следовательно, комментировать пока нечего, сказал представитель «Ингосстраха». Управляющий директор «Базэла» Михаил Волков (докладчик по сделке на совете) и представитель Sky Express отказались от комментариев, гендиректор авиакомпании Марина Букалова не ответила на звонки корреспондента «Ведомостей».