Катастрофа в Японии может сократить мировое производство автомобилей на 30%

Мировое производство автомобилей из-за катастрофы в Японии может сократиться на 30%, подсчитала IHS Consulting. Из-за нехватки всего лишь одной детали и компонента краски уже сократили производство или даже встали несколько заводов в Европе и США

Многие японские автоконцерны продолжают стоять или работают в ограниченном режиме после землетрясения и цунами 11 марта. Toyota Motor сегодня начнет сборку только гибридных автомобилей. Остальные заводы продолжат стоять, хотя производство автокомпонентов для зарубежных предприятий Toyota запустила еще 21 марта. В ограниченном режиме началось производство автокомпонентов для Nissan на пяти из шести заводов компании, частично возобновлена работа заводов Mazda, Mitsubishi, Suzuki. А предприятия Honda и Subaru стоят.

Но от поставщиков из Японии зависят другие автоконцерны. Сейчас используются запасы, а часть комплектующих еще в пути, отмечает консалтинговая компания IHS Consulting. Этот ресурс будет исчерпан к середине апреля. Если автопроизводители не найдут альтернативы, мировое производство может сократиться примерно на 100 000 машин в сутки с нынешних 280 000–300 000, прогнозирует IHS.

Автопроизводители покупают в Японии электронные компоненты, пластиковые и резиновые детали, запчасти для двигателей, указывает главный аналитик IHS Маттео Фини. На пострадавший от стихийного бедствия завод Hitachi Automotive Systems приходится около 60% всех датчиков массового расхода воздуха. Моторы с этими деталями устанавливаются на автомобили General Motors (GM), Ford, PSA Peugeot-Citroen, Renault-Nissan, Toyota и Volkswagen, отмечает IHS. Из-за дефицита датчиков GM пришлось временно закрыть завод в США (мощность – около 50 000 машин в год) и сократить производство в Германии и Испании. PSA Peugeot-Citroen со среды сократила производство на большинстве европейских заводов. Ford в пятницу объявил о приостановке завода в Бельгии (мощность – 225 000 автомобилей в год) на пять дней начиная с 5 апреля. Компания рассматривает возможность сокращения производства и на других предприятиях в Европе.

Стихией был поврежден и японской завод химического концерна Merck. Он единственный в мире выпускает компонент для автоэмалей под названием Xirallic, придающий автомобилям перламутровый блеск. Chrysler и Ford уже предупредили дилеров, что не смогут поставлять машины, которые окрашивались эмалями с использованием Xirallic. Под ударом могут оказаться также Volkswagen, BMW, Toyota и General Motors.

Российские заводы проблем с поставками комплектующих пока не испытывают. «АвтоВАЗ», Renault, Volkswagen, Hyundai из Японии не импортируют, сборка машин на заводах Toyota, Nissan, GM, PSA Peugeot-Citroen, Mitsubishi, «Соллерса» продолжается, уверяют их представители. Но в среднесрочной перспективе дефицит комплектующих из Японии скажется и на России, говорят сотрудники двух предприятий. Но объемы возможного сокращения оценить не берутся.