Статья опубликована в № 2834 от 18.04.2011 под заголовком: Не тот самолет

«Аэрофлот» хочет оштрафовать «Гражданские самолеты Сухого» на $150 млн

В мае «Аэрофлот» получит более чем с трехлетней задержкой первые самолеты Sukhoi SuperJet. За время пути лайнеры успели подрасти – стали толще и прожорливее. Авиакомпания намерена получить с производителя около $150 млн компенсации

Менеджмент «Аэрофлота» готовит предложения для совета директоров компании о штрафах для «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), заявил министр транспорта Игорь Левитин. Претензии связаны с истечением сроков поставок Sukhoi SuperJet (SSJ, предполагалось, что первые самолеты «Аэрофлот» получит в конце 2008 г.) и несоответствием контракту технических параметров машин, цитирует министра «Интерфакс».

Контракт на 30 SSJ «Аэрофлот» и ГСС подписали в 2005 г. Но из-за доработок конструкции самолета и затянувшейся сертификации поставки неоднократно сдвигались, а «Аэрофлот» грозил ГСС штрафами. В мае «Аэрофлот» получит первые самолеты, уверяет представитель ГСС. Авиаперевозчик «с нетерпением» ожидает самолетов, отметил его представитель, отказавшись от других комментариев.

На этот раз претензии «Аэрофлота» связаны не со сроками поставок, а со значительно меньшей топливной эффективностью по сравнению с ожидавшейся, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота». Самолет весит на 3,5 т больше обещанных и расходует на 11% больше топлива на час полета (1864 кг/ч), чем это зафиксировано в контракте на поставку (1680 кг/ч). Разница составляет не более 1,5%, парирует сотрудник Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, владеет ГСС).

Издержки «Аэрофлота» значительно вырастут, объясняет близкий к совету директоров «Аэрофлота» источник. В контракте прописаны гарантии производителя на 10 лет, в течение которых он обязуется компенсировать издержки авиакомпании, связанные с отклонением поставляемых самолетов от заявленных технических характеристик. Санкции по контракту могут достичь $150 млн за 10 лет, утверждает собеседник «Ведомостей». Конкретные суммы будут определяться раз в квартал или раз в полгода исходя из фактических затрат «Аэрофлота», добавляет он.

Такое условие действительно есть в контракте, подтвердил «Ведомостям» чиновник Минтранса. Но, по его словам, механизм компенсации будет иным: производитель будет снижать размер лизинговых отчислений за самолеты.

Претензии «Аэрофлота» сотрудник ОАК считает несправедливыми: компания получила очень хорошую скидку, а ОАК помогла «Аэрофлоту» добиться снижения пошлин на Airbus-320 и 330. Это позволило авиаперевозчику сэкономить около $185 млн.

Основные конкуренты SSJ (98 мест, дальность полета – до 3048 км, цена – до $31,7 млн) – Embraer ERJ-190 (98–114 мест, до 3334 км, до $40 млн) и Bombardier CRJ1000 (100 мест, до 2843 км, до $39,7 млн). Технические характеристики всех новых лайнеров не идеальны и улучшаются в процессе доводки самолета, отмечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Главное для ГСС – обеспечить хороший сервис и снизить каталожную цену не менее чем до $20 млн. Ради этого государство могло бы предоставить компании налоговые льготы, предлагает Рыбак.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать