Данные Генпрокуратуры и "Домодедово" не совпадают

В ходе проверки "Домодедово" Генпрокуратура обнаружила схему, которая позволяет скрывать реальных собственников аэропорта, "Домодедово" это опровергает
М.Стулов

Генеральная прокуратура России провела проверку «Домодедово»: аэропортовым комплексом управляют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, это позволяет скрывать реальных собственников, говорится в субботнем сообщении Генпрокуратуры. «Домодедово» данные Генпрокуратуры опровергает.

Схема позволяет скрывать не только реальных собственников «Домодедово», но и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту, выводя их из-под юрисдикции РФ и препятствуя органам исполнительной власти эффективно выполнять контрольно-надзорные функции. В сообщении Генпрокуратуры отмечается, что подобная ситуация недопустима. По документам собственниками значатся два юриста — граждане острова Мэн, а реальные бенефициары крупнейшего аэропорта страны до сих пор официально не известны.

Минтрансу России предложено разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимых для осуществления сертифицируемого вида деятельности, говорится в сообщении Генпрокуратуры.

В ходе проверки также было установлено, что руководитель подведомственного Росавиации Федерального государственного унитарного предприятия «Администрация аэропорта Домодедово» передал в пользование ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей. В «Домодедово» эту информацию комментировать не стали, ссылаясь на то, что аэропорт не знакомился с официальными результатами проверки.

Одновременно проверку «Домодедово» начала Федеральная налоговая служба России.

В середине февраля президент России Дмитрий Медведев потребовал от Генпрокуратуры сведения о собственниках аэропорта «Домодедово». По его словам, реальные владельцы скрыты за структурой бенефициарных компаний.

В воскресенье пресс-служба аэропорта сообщила, что предприятия «Домодедово», оказывающие аэоропортовые услуги, являются российскими юридическими лицами. Структура владения Домодедово типична для российских холдинговых компаний и в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации.

На недавнем совещании премьер Владимир Путин объявил об объединении государственного «Шереметьево» с «Внуково» (75% — у мэрии Москвы). Ранее не исключался вариант слияния всех трех аэропортов московского авиаузла, но он осложнялся тем, что в случае сделки контроль получали владельцы «Домодедово».

В «Домодедово» заявили, что вариант консолидации трех московских аэропортов не соответствует глобальным тенденциям рынка, для которых характерно, наоборот, разделение аэропортовых структур мегаполисов.

Как стало известно «Ведомостям», консолидированная выручка «Домодедово» за 2010 г. выросла на 2,6% по сравнению с 2009 г. – до 28,98 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась на 18,4% до 7,69 млрд руб. Чистый долг «Домодедово» отрицателен и составляет 4,8 млрд руб. По рентабельности EBITDA аэропорт почти не уступает лондонскому Heathrow: 43% против 47,2%.

На конец 2010 г. в аэропорту обслуживалось 77 перевозчиков, включая Lufthansa, British Airways и проч. Для сравнения: в «Шереметьево» — 45, во «Внуково» — 23. В ближайшую десятилетку — с 2011 по 2020 г. «Домодедово» намерено удвоить пассажиропоток — с 25 млн до 52,4 млн человек и увеличить площадь терминалов втрое — с 225 000 до 711 300 кв. м.