Статья опубликована в № 3080 от 12.04.2012 под заголовком: X5 показала недорост

X5 растет гораздо медленнее конкурентов

Крупнейший российский ритейлер – X5 в I квартале рос медленнее конкурентов, а без учета новых магазинов и вовсе снижал показатели. Руководители объясняют это эффектом «высокой базы»
М.Стулов / Ведомости
X5 Retail Group

управляет 3139 магазинами.. Основные акционеры: «Альфа-групп» (47,86%), основатели «Пятерочки» (19,85%). Капитализация (LSE) – $5,9 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2011 г.): выручка – $11,49 млрд, EBITDA – $786 млн, чистая прибыль – $168 млн.

Выручка X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») в I квартале этого года выросла на 4,4% до 116,9 млрд руб., сообщила компания. Это меньше, чем у конкурентов: «Магнит» – вторая по обороту после X5 розничная компания в России – нарастил продажи в I квартале на 34% до 100,6 млрд руб., «О’кей» – на 29,4% до 26,3 млрд руб. И ниже прогноза: опрошенные Reuters аналитики ждали 8,9%. Резкое замедление роста продаж X5 в январе – марте 2012 г., следует из отчета, вызвано продолжающимся падением трафика в магазинах всех форматов.

С сопоставимыми продажами (по магазинам, работающим больше года) ситуация выглядит еще хуже. У Х5 они в I квартале упали на 3,9%, в том числе в гипермаркетах «Карусель» – на 11,4%, в супермаркетах «Перекресток» – на 3,4%, в дискаунтерах «Пятерочка» – на 2,4%. У конкурентов наблюдается рост сопоставимых продаж: у «Магнита» – на 4,12%, у «О’кей» – на 12,1%.

Х5 начала сбавлять темпы с III квартала прошлого года. Тогда компания ссылалась на общий спад потребительской активности россиян. Но сейчас вроде ситуация поправляется: гендиректор «О’кей» Патрик Лонге говорит, что рыночные условия I квартала «благоприятствовали розничной торговле».

В этот раз «Пятерочкам» помешало снижение рекламной активности, объяснил гендиректор Х5 Андрей Гусев. По его словам, с марта ритейлер начал инвестировать в рекламу и маркетинг и сразу число покупателей начало расти. А супермаркетам вырасти было трудно из-за эффекта высокой базы: в I квартале 2011 г. (с которым сравнивается нынешний I квартал) из-за агрессивной ценовой и промополитики в этом формате сопоставимые продажи выросли на 19%. Но, продолжает Гусев, тогда упала рентабельность – с тех пор ценовая политика стала более сбалансированной (рентабельность за I квартал этого года компания раскроет позже). Гипермаркеты – слабое звено, признает Гусев, но в этом году новая команда запустила программу повышения эффективности.

Весной прошлого года из Х5 ушел гендиректор Лев Хасис и с назначением нового в компании сменились почти все ключевые фигуры, напоминает директор Prosperity Capital Partners Алексей Кривошапко: «При смене руководства происходит переналадка системы, а такой процесс редко проходит безболезненно». Кроме того, по словам Кривошапко, ритейлер долгое время показывал очень высокие результаты – например, трафик в «Пятерочках» был на 30–40% выше, чем в магазинах того же формата других сетей. «Постоянно сохранять такой отрыв сложно», – считает он.

Вчера бумаги Х5 на Лондонской бирже подешевели на 2,4%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать