«Газпром» присматривается к месторождениям в Азии

Задержки с российскими СПГ-проектами вынуждают «Газпром» искать дополнительные ресурсы в Азии: концерн присматривается к новым месторождениям в регионе и обсуждает закупки сжиженного газа в Брунее

Владелец самых больших ресурсов газа на планете – российский «Газпром» – готов закупать СПГ в Брунее. С южноазиатским государством прорабатывается возможность сотрудничества, в результате этой работы часть СПГ с проекта Brunei LNG может быть приобретена в экспортный портфель «Газпрома» после того, как в 2013 г. истекут нынешние контракты Brunei LNG. Об этом говорится в материалах к совету директоров «Газпрома», которые посвящены перспективам концерна в Южной Азии (вопрос рассматривается заочно, бюллетени собираются сегодня, «Ведомостям» удалось ознакомиться с материалами к совету).

Меморандум о сотрудничестве «Газпром» и правительство Брунея подписали в июне, сообщала The Brunei Times. Обсуждаются все аспекты – от добычи газа до строительства энергообъектов, заявляла тогда брунейская сторона. Но детали не раскрывались.

Не уточняются они и в материалах к совету. Представитель «Газпрома» комментировать их не стал, с правительством Брунея вчера вечером связаться не удалось. Однако два источника, близких к «Газпрому», говорят, что концерну нужна «страховка»: специальная «дочка» GM&T Singapore, созданная в 2009 г. для развития поставок на перспективный рынок Азии, активно ищет клиентов, а российские ресурсы «Газпрома» пока ограниченны. Сейчас идут поставки СПГ только с «Сахалина-2», напоминает один из собеседников. Штокмановский проект в Баренцевом море, газ с которого с недавних пор также рассматривается как сырье для Азии, дважды переносился, и теперь добыча на нем ожидается не раньше 2019 г. Прогнозный срок по вводу нового СПГ-завода во Владивостоке – 2017–2020 гг. И этот проект также может задержаться, добавляет источник «Ведомостей».

Правда, в документах «Газпрома» отмечается, что поставки в Азию предполагается осуществлять «прежде всего» из российских ресурсов, добычные проекты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе в Южной Азии, могут служить лишь в качестве «дополнительной ресурсной базы», особенно в части реализации СПГ-проектов. Однако «целевое соотношение источников СПГ» для GM&T Singapore – «не менее 30% с проектов вне России», добавляется в тех же материалах. К какому сроку должна быть достигнута такая доля, там не уточняется, но отмечается, что трейдер должен искать сторонние источники СПГ «для наращивания операций до поступления первых партий с новых российских проектов».

С какими странами, кроме Брунея, идут переговоры, неизвестно. А мощность Brunei LNG – 7,2 млн т СПГ в год. 50% в проекте у правительства Брунея, остальное – у партнеров «Газпрома» по «Сахалину-2», компаний Shell и Mitsubishi. При текущей добыче запасов Брунею хватит максимум до 2020 г., отмечается в материалах «Газпрома», хотя в 2011 г. появилась пока неподтвержденная информация об открытии крупного месторождения газа в глубоководной части шельфа.

Только с Дальнего Востока «Газпром» планирует экспортировать 20–25 млн т СПГ к 2030 г. (о чем говорится в меморандуме к недавнему выпуску еврооблигаций концерна). Текущие поставки сырья в разы меньше: в прошлом году по всей группе «Газпром» они составили 2,3 млн т (с учетом газа с «Сахалина-2»), из них 1,88 млн т (примерно на $990 млн) пришлось на долю GM&T Singapore. При этом в мае – июне 2011 г. она подписала меморандумы с индийскими компаниями о поставке 10 млн т СПГ в течение 25 лет. Сначала источники, близкие к «Газпрому», говорили, что это будет газ со Штокмана. Но потом сама GM&T Singapore заявила, что поставки пойдут с текущих и планируемых СПГ-проектов «Газпрома», а также из «международного портфеля контрактов».

Купля-продажа СПГ – распространенная практика во всем мире. Но закупки чужого сырья для клиентов, которым ты обязался поставлять собственный газ в определенный период времени, не всегда выгодны – все зависит от цен, напоминает источник, близкий к «Газпрому». К примеру, оператор «Сахалина-2» – компания Sakhalin Energy, завод которой задержался на несколько месяцев, серьезно потратилась на выполнение обязательств: компании пришлось закупать СПГ с июля 2008 г. по март 2009-го и общие расходы, связанные «с урегулированием недопоставки», превысили $1,24 млрд, говорилось тогда в материалах «Газпрома».

Именно поэтому концерн заранее ищет сторонних поставщиков СПГ, отмечает один из собеседников «Ведомостей».