«Система» стала конкурентом Лисина в борьбе за Первую грузовую компанию

Блокирующий пакет акций Первой грузовой компании (ПГК) заинтересовал не только ее основного владельца Владимира Лисина, но и АФК «Система»

Агентом по продаже блокпакета ПГК (сейчас принадлежит РЖД) назначен банк JPMorgan, сообщили три источника, участвующие в организации продажи доли в операторе. До 17 сентября банк собирал заявки претендентов на актив, уверяют они. Заявки подали АФК «Система» и UCL Holding Владимира Лисина (владелец 75% минус 1 акция ПГК), сообщили представители компаний. Теперь до 15 октября структуры Евтушенкова и Лисина должны предоставить подробное предложение с указанием цены и схемы финансирования сделки, говорят два собеседника.

Первая грузовая компания

железнодорожный оператор. Акционеры: 75% минус 1 акция – Независимая транспортная компания, 25% плюс 1 акция – РЖД. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – 117,3 млрд руб., чистая прибыль – 26,2 млрд руб.

Форма продажи 25% ПГК еще не определена, уверяют два источника. Не исключено, что это будет аукцион, отмечает один из них. Представитель Росимущества (выдает директиву членам совета директоров РЖД) на вопросы не ответил.

В предложении JPMorgan указывалась минимальная цена за блокпакет ПГК в 45 млрд руб., рассказали два собеседника. Такая цена ранее обсуждалась РЖД и UCL Holding. Сумма в 45 млрд руб. получилась исходя из оценки оператора к прошлогоднему аукциону по продаже 75% акций компании и премии за блокпакет в 4 млрд руб.

Цена продажи блокпакета ПГК вряд ли превысит 45 млрд руб., предложенных за него структурами Лисина, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

В конце мая UCLH направила РЖД оферту на покупку 25% ПГК. Сделку одобрило руководство монополии, но правительство не выдало на нее директиву. Против выступили Росимущество и Минэкономразвития, которые предложили выставить оферту и другим потенциальным претендентам. По данным газеты «Коммерсантъ», помимо структур Лисина и Евтушенкова JPMorgan направлял предложение о покупке блокпакета ПГК Globaltrans и «Нефтетранссервису» (НТС). Представитель Globaltrans это подтвердил. Представитель НТС на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Скорее всего 25% ПГК получит UCLH, полагает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. У структуры Лисина уже есть контроль в ПГК, а «Системе» вряд ли будет интересно быть миноритарием в компании Лисина, рассуждает эксперт. АФК рассматривает покупку доли в ПГК как «перспективную финансовую инвестицию», возражает представитель «Системы».

Президент РЖД Владимир Якунин сказал, что не видит большого смысла в участии «Системы» в торгах по продаже оставшихся 25% акций ПГК: «За исключением того, что они [«Система»] рассчитывают за счет 25% акций приобрести часть подвижного состава. Против этого я бы выступил, потому что консолидированное управление парками подразумевает не дробление, а, наоборот, интеграцию мелких собственников подвижного состава» (цитата по «Прайм»). Слова Якунина представитель АФК комментировать отказался.

«Система» недавно объявила об интересе к железнодорожным активам. Структура АФК – «Система – венчурный капитал» получила разрешение ФАС на управление Транспортно-логистической компанией, оператором крупного парка цистерн. Другая «дочка» компании Евтушенкова – «Башнефть» передала весь свой парк цистерн в ООО «Финансовый альянс», получив взамен 50% в ООО. Кто является партнерами структур АФК в «Финансовом альянсе» и ТЛК – неизвестно.