Media Markt отказывается от магазинов Saturn в России

Немецкий Media-Saturn Holding закроет в России магазины электроники Saturn и сосредоточится на развитии сети гипермаркетов Media Markt. Одинаково успешно развивать оба формата у компании не получилось из-за нехватки хороших торговых площадей
Д. Абрамов/ Ведомости

Гипермаркет электроники Saturn в московском торговом центре Vegas меняет вывеску на Media Markt, обнаружил корреспондент «Ведомостей», посетив магазин. Ритейлер отказывается от развития бренда Saturn в России, подтвердила представитель Media-Saturn Russia Анна Трофимова. До конца года вывески сменят все четыре магазина Saturn, ребрендинг пройдет без закрытия и сокращения персонала, Media Markt возьмет на себя все договорные обязательства Saturn перед клиентами и партнерами, добавила она.

Media-Saturn Holding, входящая в розничную группу Metro AG, управляет 666 магазинами Media Markt и 242 Saturn в 16 странах Европы. Первые гипермаркеты Media Markt открылись в России в конце 2006 г., с тех пор сеть увеличилась до 35 магазинов. Первый Saturn появился в Москве осенью 2010 г., с тех пор к нему прибавилось только три магазина – один в Воронеже и два в Челябинске.

Saturn, как и Media Markt, является гипермаркетом электроники, у магазинов этих форматов схожие площади и ассортимент – около 45 000 товарных наименований. Отличие в том, что Media Markt располагаются преимущественно на окраине, а Saturn – в городской черте, первый традиционно силен в белой технике (крупная бытовая техника: холодильники, стиральные машины, плиты), тогда как Saturn – в электронике, фототехнике, развлечениях. «И если Media Markt фокусируется на цене, то Saturn будет стремиться представить всю ценовую линейку – от товаров первой цены до премиальной продукции», – объяснял отличия форматов генеральный директор Media-Saturn Holding Роланд Вайзе при открытии первого Saturn (цитаты по «Интерфаксу»). Группа планировала развивать в России оба формата параллельно и финансировать экспансию из единого бюджета. Она выбирала вывеску – Media Markt или Saturn – в зависимости от расположения арендуемой площадки.

Saturn для российского потребителя так и не стал хорошо знакомым брендом, говорит директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его данным, этот формат отставал по операционным показателям: выручка магазинов Saturn была на 10–15% ниже, чем у похожих магазинов Media Markt.

Media-Saturn объясняет решение отказаться от развития второго бренда «текущей ситуацией на рынке коммерческой недвижимости, нехваткой торговых площадей, соответствующих стандартам сети». Ребрендинг позволит быстрее увеличить долю рынка сети Media Markt, оптимизировать расходы на маркетинг и повысить эффективность инвестиций компании в продвижение бренда, говорит Трофимова.

Владельцам магазинов больших форматов действительно трудно найти площадки в торговых центрах, расположенных близко к центру города, подтверждает ведущий консультант компании «Магазин магазинов» Диана Зазнобина. Чем ближе торговый центр расположен к центру города, тем больше девелоперы заинтересованы в том, чтобы в качестве якорных арендаторов выступали магазины одежды, и меньше заинтересованы в электронике, объясняет она. Media Markt, по словам Зазнобиной, из-за проблем с площадями почти вдвое сокращает и формат своих обычных гипермаркетов: если раньше компания искала помещения по 6000–8000 кв. м, то сейчас – от 3000 до 4000 кв. м.

Конкуренция за торговые площади между розничными сетями в последние два года значительно усилилась, добавляет Бурмистров. Причем арендодатели фактически устраивают торги между потенциальными арендаторами, для того чтобы обеспечить более высокий уровень арендных ставок, указывает он.

Сейчас Media-Saturn – третий по выручке игрок российского рынка торговли электроникой после сетей «М.видео» (выручка 111,9 млрд руб. за 2011 г.) и «Эльдорадо» (83,6 млрд руб.), говорит Бурмистров. Выручка ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», по данным СПАРК, за 2011 г. выросла на 26,8% до 37,54 млрд руб.