Бизнес
Бесплатный
Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3227 от 09.11.2012 под заголовком: Биржа без РЖД

Минтранс и Минэкономразвития спорят о форме приватизации 5% РЖД

Минтранс и Минэконом­­развития спорят о форме приватизации 5% РЖД. Первое ведомство хочет продать акции ВЭБу или портфельному фонду, второе предпочло бы вывести монополию на биржу

Правительство планирует приватизировать 25% минус 1 акция РЖД до 2016 г. 5% могут быть проданы уже в 2013 г. на бирже, говорил министр экономического развития Андрей Белоусов. Решение согласовано с Минтрансом и РЖД, оно позволит сделать компанию публичной и оценить для дальнейшей продажи, объяснял он.

Но вчера замминистра транспорта Алексей Цыденов заявил, что 5% монополии должны быть проданы путем частного размещения через инвестбанки: «Это будет не публичная продажа <...> На IPO еще компания не готова выходить» (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, купить акции может ВЭБ или портфельный фонд. Не торопится выводить компанию на биржу и президент РЖД Владимир Якунин. «Нужно провести сначала частное размещение в пользу инвестора с госучастием (например, ПФР) – <...> до 5%. А затем <...> приватизация должна быть в виде IPO», – говорил он в октябре на круглом столе «Ведомостей». Позиция не изменилась, комментирует представитель РЖД.

Деньги при продаже могут достаться самой компании. Вице-премьер Аркадий Дворкович в интервью «Ведомостям» в сентябре допускал приватизацию РЖД в форме допэмиссии. Такие планы сохраняются, подтверждает сотрудник аппарат правительства.

Решение о способе продажи будет приниматься в 2013 г., говорит сотрудник аппарата правительства. Минэкономразвития будет рекомендовать публичное размещение, но возможно и частное, отмечает высокопоставленный чиновник ведомства. Представитель ВЭБа от комментариев отказался. Формальных ограничений для участия ВЭБа в приватизации нет – он не является госкомпанией и имеет право покупать госактивы.

Странная логика у Минтранса, удивляется инвестбанкир, занимающийся приватизацией: «Если компания не готова к IPO, то почему она может быть готова к частному размещению? В обоих случаях требования у инвесторов одинаковые». К тому же продавать акции через частное размещение придется с дисконтом, предупреждает он.

Продажа акций ВЭБу – перекладывание из одного государственного кармана в другой, замечает другой инвестбанкир. А вот привлечь известный портфельный фонд – разумная идея, продолжает он: «Так делают многие компании, наличие инвестфонда в капитале положительно сказывается на цене публичного размещения».

5% можно продать и на бирже, РЖД по силам подготовиться к листингу, считает партнер ФБК Игорь Николаев: «Если этим не заниматься, то она никогда не будет готова». Основная проблема РЖД в том, что структурная реформа в железнодорожной отрасли так и не была проведена, полагает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать