Деньги РЖД от продажи ПГК пойдут на субсидирование пассажирских перевозок

Чиновники предлагают РЖД направить часть денег от продажи 25% Первой грузовой компании (ПГК) на субсидирование пассажирских перевозок и впредь больше занимать. Руководство монополии не согласно залезать в долги
A.Rudakov/ Bloomberg

РЖД

Железнодорожная монополия. Акционер – Российская Федерация (100%). выручка (РСБУ, девять месяцев 2012 г.) – 1,02 трлн руб. чистая прибыль – 39,9 млрд руб.

К 2015 г. РЖД может исчерпать такой источник собственных средств, как приватизация, заявил вчера на заседании правительства президент монополии Владимир Якунин. «Для меня странно было слышать <...> потому что мне казалось, что мы к приватизации РЖД еще не приступали», – ответил на это министр экономического развития Андрей Белоусов (цитата по government.ru, подробнее о приватизации РЖД см. статью на стр. 03).

А пока чиновники помогают монополии найти применение деньгам от приватизации ее имущества. Минтранс предлагает направить 15 млрд руб., полученных РЖД от продажи 25% ПГК, на субсидирование плацкартных перевозок дальнего следования, заявил замминистра транспорта Алексей Цыденов (его слова передал «Интерфакс»). Этот вопрос сейчас обсуждается, уточнил он. Дело в том, что правительство готово субсидировать перевозки только на 14,8 млрд руб. в 2013 г., а монополии нужно 25 млрд руб. Из-за этого Якунин грозил отменить около 235 поездов. «Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!» – возмущался он в блоге.

Победитель конкурса по продаже блокпакета ПГК – НТК Владимира Лисина предложила за актив 50 млрд руб. Начальная цена была 45 млрд руб. И эти деньги уже расписаны в бюджете РЖД на 2013 г., рассказывает сотрудник монополии: «Мы можем оперировать только суммой, которую получим сверх этого, т.е. 5 млрд руб.».

РЖД нужно больше полагаться на себя, считают чиновники. Например, инвестпрограмма РЖД на 2013 г. (432,1 млрд руб. с учетом обслуживания долга) на 42% будет профинансирована за счет собственных средств, на 32,2% – за счет займов и только на 15% – за счет государства. Поддержание инвестпрограммы на столь высоком уровне возможно «только при предоставлении прямой господдержки», переживает Якунин. Возможности финансирования инвестпрограммы за счет кредитов «далеко не исчерпаны», не согласен Белоусов.

Соотношение долга к EBITDA РЖД к 2015 г. увеличится с 1,53 по итогам 2012 г. до 2,5, говорит сотрудник РЖД. Якунин называет 2,5 EBITDA «максимально возможным» уровнем долга; Белоусов, напротив, считает его «очень инвестиционно- и кредитно привлекательным». 2,5 могло бы быть некритичным уровнем, отмечает сотрудник монополии, но проблема в том, что чиновники вынуждают РЖД увеличивать займы в условиях неопределенного тарифного регулирования и отсутствия долгосрочной господдержки. А в этом случае наращивать долг сверх плана просто опасно, отмечает он. По словам собеседника, EBITDA РЖД в 2012 г. (с учетом продажи блокпакета ПГК) составит 263,3 млрд руб., а к 2015 г. вырастет на четверть до 328 млрд руб., чистый долг за это время вырастет на 92,4% до 754,5 млрд, лизинговые платежи – почти в 6 раз до 65,8 млрд руб.