Кто заплатит за инфраструктуру

Долгосрочные тарифы на железнодорожные перевозки должны быть фиксированными, считают грузоотправители. Они просят правительство учесть их мнение

Возможность применения методики долгосрочного тарифообразования – RAB-тарифа (regulatory asset base, предусматривает фиксированный уровень доходности на инвестированный капитал) – для железнодорожных перевозок правительство и РЖД обсуждают уже больше года. Теперь в дискуссию включились грузоотправители. О том, как лучше применять механизм RAB-регулирования, вице-премьеру Аркадию Дворковичу (курирует промышленность) написал президент НП «Русская сталь», председатель совета директоров НЛМК и владелец транспортной UCL Holdings Владимир Лисин 13 мая (копия письма есть у «Ведомостей»).

Представитель Дворковича от комментариев отказался. Сотрудник одного из профильных ведомств знает о таком письме.

В письме Лисина – позиция НП «Русская сталь» и UC Rusal о применении методики долгосрочного тарифообразования для грузовых перевозок. Во-первых, пишет Лисин, долгосрочные тарифы – крайне позитивная мера, она позволит планировать закупки сырья и продажи готовой продукции. Но, по мнению «Русской стали» и UC Rusal, привязка RAB-тарифов к инфляции нежелательна – такая модель будет менее прогнозируема. «Корректнее установить долгосрочные тарифы в виде точной величины на каждый год», – пишет Лисин. Сложная конструкция RAB не должна быть основной для разработки модели регулирования, иначе в первый же год тариф вырастет минимум на 10–12%, указывает автор письма. В этом случае погрузка упадет еще больше (в 2013 г. объем погрузки может снизиться на 3,5%). Привлекать дополнительные средства для развития железнодорожного транспорта нужно не за счет роста тарифов, а путем предоставления гарантированных сроков окупаемости проектов, отмечает Лисин.

Чиновники пока обсуждают противоположную методику. После того как в 2012 г. правительство решило корректировать железнодорожные тарифы не больше чем на уровень инфляции (в 2013 г. – на 7%, в 2014 г. – на 5%, в 2015 г. – на 5,5%), Минэкономразвития заявило, что сверх уровня инфляции тарифы можно увеличить еще на 2–3%. Предложение РЖД – дополнительно 4%. Министр транспорта Максим Соколов отмечал, что позиция ведомства – не более 1% сверх инфляции.

Финансирование развития железнодорожной инфраструктуры РЖД за счет дополнительных средств грузоотправителей «недопустимо», пишет Лисин, – это должно быть задачей государства. Президент «Русской стали» приводит статистику: Китай инвестирует в инфраструктуру 8–10% ВВП, Индия – 4–6%, а Россия – не более 1–2%. «Мы понимаем, что полностью перекладывать нагрузку на них в условиях падающего рынка неправильно», – говорит старший вице-президент монополии Вадим Михайлов (его слова приводит «Интерфакс»). По его мнению, государство должно компенсировать РЖД выручку, которую монополия недополучит от тарифов.

Лисин просит Дворковича поддержать позицию «Русской стали» и дать указание заинтересованным ведомствам учесть замечания партнерства при разработке принципов долгосрочного регулирования тарифов. О поручениях пока ничего не известно, говорит сотрудник компании – участницы партнерства. Представители «Русской стали» и UC Rusal от комментариев отказались.