«Роснефть» с большим трудом продает свои АЗС

Нефтяная компания с трудом избавляется от АЗС, выставленных на продажу по предписанию ФАС после сделки с ТНК-ВР. Возможно, ей придется снижать стартовую цену
Цена АЗС варьируется в зависимости от месторасположения и объема продаж/ М. Стулов/ Ведомости

После покупки ТНК-ВР в 2013 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала «Роснефть» продать 101 АЗС в шести областях - Тамбовской, Саратовской, Самарской, Орловской, Смоленской, Костромской. Это регионы, в которых доля «Роснефти» на розничном рынке после сделки превысила 50%. Требование не касалось тех регионов, где госкомпания уже занимала больше половины рынка. Как выяснили «Ведомости», АЗС выставлялись на продажу уже дважды, но продать удалось лишь малую часть из них.

24 июня «Роснефть» отчиталась перед ФАС о продаже пяти АЗС, рассказал «Ведомостям» начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Подлежащие продаже АЗС были разбиты на восемь лотов, самый крупный - сразу 40 АЗС в Саратовской области, говорится на сайте организатора торгов - аукционного центра «Русь». Общая стартовая цена восьми лотов составляла 1,74 млрд руб. с НДС. Торги прошли 9 июня, но их результаты не раскрываются. По данным Махонина, были проданы только два лота, содержащие две и три АЗС. Судя по содержанию лотов, речь могла идти о двух станциях в Орловской области (лот № 5, стартовая цена - 18,265 млн руб. с НДС) и трех АЗС в Самарской области (лот № 3, стартовая цена - 9,921 млн руб. с НДС).

Чтобы продать остальные станции, «Роснефть» поменяла условия аукционов, выставив на продажу каждую АЗС в отдельности. Повторные торги прошли 14 июля, говорится на сайте аукционного центра «Русь». Их результаты также не раскрываются. Несколько АЗС «Роснефти» удалось продать, говорит человек, близкий к сделкам: три в Тамбовской области, по две - в Рязанской и Смоленской, по одной - в Саратовской и Орловской. В ФАС пока нет данных о результатах повторных торгов, уточнил Махонин. Представитель «Роснефти» на запрос не ответил.

«Роснефть» завысила стоимость продаваемых АЗС, считает человек, близкий к независимым операторам топливного рынка. В среднем $500 000 за одну АЗС - это недорого, возражает аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. «Видимо, это заправки с небольшим проливом топлива и не очень прибыльные», - говорит он. Цена одной АЗС может варьироваться от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких миллионов долларов, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Основной экономический показатель АЗС - это прокачка топлива в сутки, добавляет он. «Продажа [АЗС] осуществляется с помощью рыночного механизма - аукциона, стартовые цены установлены по результатам независимой оценки», - говорилось в сообщении «Роснефти».

ФАС не смотрит на стоимость АЗС, выставленных на продажу, говорит Махонин: задача службы - проконтролировать, чтобы доля «Роснефти» в указанных регионах опустилась до 50% или ниже. В зависимости от регионов доля «Роснефти» на розничном рынке должна снизиться на 0,07-20,25 п. п., сообщала ФАС в июле 2013 г. При этом «Роснефть» сама могла определить, сколько и какие именно АЗС следует продать, чтобы достичь необходимой доли рынка в указанных регионах. Следовательно, компания могла выбрать не самые прибыльные заправки, полагает Крюков.

Когда «Роснефть» может провести очередные торги, неизвестно. Предписание ФАС действует до 2 августа, уточнил Махонин. Компания может просить ФАС о продлении срока или о внесении изменений в предписание в связи с неисполнением по объективным причинам, объяснил он. В последнем случае служба может рекомендовать компании провести переоценку стоимости АЗС, отметил Махонин: «Скорее всего, тогда компании придется снизить их стоимость». Так поступил в свое время «Лукойл», продававший АЗС в Нижегородской области по предписанию ФАС.

Сейчас у «Роснефти» 2627 собственных и арендуемых АЗС в 56 регионах России, Абхазии, на Украине и в Белоруссии. На конец 2012 г. бывшей ТНК-ВР принадлежало 988 АЗС под брендом ВР и ТНК в России, на Украине и в Белоруссии.