«Газпром» меняет ценовую политику из-за санкций

Чтобы сохранить долю на газовом рынке Европы, концерн готов идти на уступки контрагентам
А.Махонин/ Ведомости

«Газпром» проводит оптимизацию ценовой политики, а также географическую диверсификацию поставок, сообщил концерн в отчете по РСБУ за II квартал. Это - реакция на санкции, введенные в отношении России из-за украинского кризиса.

Некоторые страны Евросоюза активизировали работу, направленную на снижение зависимости от поставок российского газа и уменьшение доли «Газпрома» на газовом рынке, объясняет «Газпром» работу по оптимизации ценовой политики. Определенный риск для компании представляет диспаритет цен по долгосрочным контрактам концерна и цен газа на спотовых рынках, говорится в отчете.

Проблема в том, что когда предложение превышает спрос, высокие цены по долгосрочным контрактам «Газпрома» могут оказать негативное влияние на отбор газа покупателями, опасается российский концерн. То же самое происходит, когда на спотовом рынке цены оказываются ниже, чем по долгосрочным контрактам. И «Газпром», чтобы не допустить существенного отрыва цен долгосрочных контрактов от цен торговых площадок, а также сохранить, где это возможно, неизменной структуру долгосрочных контрактов, в том числе нефтепродуктовую индексацию, вводит в некоторые контрактные формулы спотовую составляющую. Он также временно снижает уровень «бери-или-плати» во время существенного снижения спроса на газ и избыточного предложения. Эта мера, подчеркивает «Газпром» в отчете, будет компенсирована равноценным увеличением обязательств партнеров по отбору газа в последующие периоды - после стабилизации ситуации и восстановления уровня потребления газа.

На уступки «Газпром» уже пошел. В конце мая концерн подписал допсоглашение к контракту с итальянской Eni, которое позволило сократить разрыв между спотовой ценой и контрактной.

«Газпром» также предупреждает, что в связи с украинским кризисом США и Евросоюз могут ввести против него финансовые и экономические санкции. Это «может несколько затруднить сотрудничество с деловыми партнерами», подчеркивает «Газпром». Чтобы снизить этот риск, концерн «постоянно проводит работу по поддержанию своей деловой репутации».

На конец 2012 г. европейские страны, по данным The Economist, покупали на спотовом рынке около 45% газа против 15% в 2008 г. Уже почти половину газа на споте в Европе продает главный конкурент «Газпрома» в регионе - норвежская Statoil. «Газпром» же, на который приходится треть поставляемого Европе газа, на споте продает не более 10-15%.

Кризис также привел к увеличению неплатежей со стороны Украины за газ, пишет «Газпром». Долг «Нафтогаза Украины» за 2013 и 2014 гг. - $5,3 млрд. С 16 июня «Газпром» перевел Украину на режим предоплаты, но «невозможно гарантировать, что в будущем, в силу не зависящих от "Газпрома" причин, не появятся неденежные формы расчетов за газ".