«Лукойл» получил $1 млрд компенсации от Ирака

«Лукойл» получил первый возврат инвестиций в проект «Западная Курна - 2» - $1 млрд. Компания считает, что ситуация в Ираке стабилизировалась
Reuters

«Лукойл» во II квартале получил более $1 млрд компенсации по проекту «Западная Курна - 2» на юге Ирака, говорится в материалах компании. EBITDA «Лукойла» во II квартале благодаря этому выросла на четверть до $5,4 млрд (полугодовой результат улучшился на 3% до $9,4 млрд). Во II квартале группа начислила относящуюся к проекту «Западная Курна - 2» выручку в сумме $1,179 млрд, состоящую из возмещения затрат ($1,163 млрд) и вознаграждения ($16 млн), поясняется в материалах «Лукойла». Все затраты на разработку «Западной Курны - 2» (около $4 млрд) компания собирается компенсировать уже в следующем году, заявил на телефонной конференции вице-президент Леонид Федун.

Тендер на разработку месторождения «Западная Курна - 2», одного из крупнейших в мире (запасы нефти - 1,8 млрд т), консорциум норвежской Statoil и «Лукойла» выиграл в конце 2009 г., в 2010 г. он подписал сервисный контракт на разработку и добычу. В 2012 г. Statoil вышла из проекта. 75% в проекте принадлежит консорциуму Южной нефтяной компании Ирака и «Лукойла», а 25% - Северной нефтяной компании Ирака.

Политическая ситуация в Ираке не оказывает «значительного негативного влияния на финансовое состояние группы», пишет «Лукойл» в материалах. А в отчете по РСБУ за II квартал компания не исключала, что может покинуть страны с высоким уровнем политических и экономических рисков, куда относила и Ирак. Федун заявил, что политическая ситуация в Ираке не влияет на получение компенсации «Лукойлом» по «Западной Курне - 2». По словам вице-президента, «до конца года компания выйдет на показатель добычи в 400 000 барр./сутки, может, даже чуть больше» (сейчас добыча - 330 000 барр./сутки). Федун подчеркнул, что компания имеет полностью подписанный протокол, который позволяет получать компенсацию за понесенные затраты. Ситуация в Ираке тяжелая, но управляемая, говорит источник «Ведомостей», близкий к проекту. «В июне - июле ситуацию было сложно прогнозировать. Сейчас она стабилизировалась, есть позитивный тренд. Правительство поменялось в результате выборов. Премьер обладает вотумом доверия. Кроме того, есть внешний консенсус», - отмечает источник.

Однако президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что ситуация в Ираке очень сложная: фактически как государство он не существует, несмотря на прошедшие выборы. При этом, по мнению эксперта, у нового иракского премьера есть только одно преимущество - в отличие от прошлого руководства у него нет сильной вражды с суннитами. «Идет тяжелейшая война. На 40% территории Ирака и трети - Сирии создано исламское государство - новый халифат. Никогда до этого террористы не имели подразделений в десятки тысяч человек - сегодня они их имеют. Сегодня они имеют многомиллиардные активы и тяжелую технику. На севере Ирака идет точечная бомбардировка», - перечисляет Сатановский. Работа российских нефтяных компаний в регионе будет продолжаться до первого инцидента с исламскими группировками, считает он. Например, Exxon и BP начали подготовку к эвакуации сотрудников из Ирака еще в июне.

Проект «Западная Курна - 2» важен для «Лукойла», он приносит ему стабильный денежный поток, хоть и не имеет такой доходности, как российские проекты, отмечает портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Кроме этого доля «Западной Курны - 2» в структуре добычи компании в первом полугодии составила 3,89%, или 1,78 млн т (в среднем, 67 000 барр./сутки). По оценке UBS, без учета «Западной Курны - 2» общий объем добычи снизился бы на 1%. Добыча в основном для «Лукойла» регионе - Западной Сибири в первом полугодии снизилась из-за истощения запасов и роста обводненности месторождений (см. таблицу). Прирост добычи в России произошел в основном за счет увеличения добычи в Поволжье на 33% до 3,3 млн т благодаря приобретению компании «Самара-нафта» и 50% «Кама-ойл», объясняется в материалах компании.