Защита миллиардера Алексея Семина не добилась отмены заочного ареста

Более того, суд изменил срок: счет пойдет с момента эстрадиции или задержания на территории России
Пожар в ТЦ «Адмирал»/ E. Алеев/ ТАСС

Сегодня Верховный суд Татарстана рассмотрел апелляционную жалобу защиты миллиардера Алексея Семина об отмене заочного ареста, а также представление прокуратуры об изменении срока, который прокуроры предложили не засчитывать, пока обвиняемый на свободе. Решение о заочном аресте Семина до 11 мая Советский районный суд Казани вынес 14 апреля.

Семин – председатель совета директоров компании «АС менеджмент», управляющей паевыми инвестиционными фондами, которым принадлежит казанский ТЦ «Адмирал». 11 марта во время пожара там погибли 17 человек.

Здание незаконно эксплуатировалось как торговое, в нем неоднократно нарушались противопожарные нормы, а проверяющие закрывали на это глаза, утверждал Следственный комитет. Ранее СКР объявил Семина в розыск, а затем предъявил бизнесмену заочное обвинение по четырем статьям УК РФ, в том числе по ч. 3 ст. 219 (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), ч. 1 ст. 201 (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), ч. 1 ст. 327 (подделка удостоверения или иного официального документа), ч. 3 ст. 328 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Эти статьи предусматривают лишение свободы на срок до 10 лет. Аналогичные обвинения уже предъявлены гендиректору «АС менеджмента» Роберту Хайруллину, он в сизо с 14 марта. Семин – «за пределами России», сообщал СКР. Представитель прокуратуры Наталья Кожевникова подчеркнула в суде, что Семин уже скрылся, находится в международном розыске и может воспрепятствовать расследованию.

Позиция защиты

Интересы Семина представляли три адвоката – Павел Фабрици, Александр Макаров и Артур Шавалиев (Фабрици и Макаров – из московской коллегии «Резник, Гагарин и партнеры»). Фабрици напомнил, что для ареста необходимы два условия: обоснованное подозрение и неявка к следователю. Одного того, что Семин не сумел дойти до следователя (а тот его ни разу официально не вызывал), по его мнению, недостаточно.

Само обвинение и даже подозрение в отношении Семина Фабрици назвал абсолютно надуманными: «Какой нормой прямо предусмотрено, что председатель совета директоров управляющей компании обязан нести ответственность за выполнение требований противопожарной безопасности?» «По логике следствия, надо пересажать председателей советов директоров всех коммерческих предприятий в стране, у которых когда-либо был пожар», – заявил адвокат.

"Почему следствие решило, что УК оказывала какие-то услуги потребителям? – продолжил Фабрици. – «АС менеджмент» заключила один-единственный договор аренды имущества с другой компанией, которая, может быть, оказывала данные услуги".

Для обвинения же по ст. 327 (подделка документа), по словам адвоката, вообще истек срок давности. «Но даже если не брать его [срок] в расчет: какой документ, по мнению следствия, был подделан? Распоряжение, подписанное генеральным директором коммерческой организации. При этом этот директор действовал в пределах своих полномочий. Причем это был даже не Семин [а Хайруллин]», – настаивал адвокат. "По мнению следователя, вина Семина подтверждается протоколами выемок и обысков, – продолжил линию защиты Макаров, – но в материалах дела ни одного протокола нет".

Следователь ссылается также на свидетельские показания, они есть, но никоим образом не подтверждают вину Семина, считает Макаров. «И при таких хиленьких, тщедушных доказательствах следователь заявляет, что Семин якобы представляет исключительную опасность для общества. Он что – террорист, который спустился с гор с автоматом Калашникова и походя стреляет во все, что попадается у него на пути?» – негодовал адвокат.

"Прокурор говорит: нужно избрать бессрочный, на веки вечные, арест для Семина и можно больше ничего не делать", – прокомментировал Макаров представление прокуратуры.

Шавалиев добавил, что Семин не скрывался от следствия: он выехал за границу задолго до пожара и в первые же дни после ЧП сообщил о своем местонахождении. Семин единственный внес "определенную сумму" в фонд помощи погорельцам, добавил адвокат. Сумму защита не называет.

Сегодня, после того как Верховный суд Татарстана отклонил жалобу защиты и удовлетворил представление прокуратуры, постановление о заочном аресте вступило в законную силу.

"Прежде чем следствие сможет начать процедуру экстрадиции, его нужно задержать. Однако, объявив обвиняемого в розыск за пределами России, следственные органы иногда не передают туда документы на него. В результате человек годами находится в «условном» розыске – ему просто закрывают путь в Россию. Как обстоит дело в данном случае, проверить невозможно", – сказал "Ведомостям" Фабрици.