«Пятерочка» стала самым рентабельным подразделением X5

Показатели супермаркетов и гипермаркетов пока продолжают снижаться
Наибольшая рентабельность EBITDA - у магазинов "у дома" “Пятерочка”/ М. Стулов/ Ведомости

Вторая по обороту розничная компания в России, X5 Retail Group, сегодня опубликовала неаудированные финансовые результаты II квартала и первого полугодия 2015 г. Чистая прибыль группы, управляющей сетями “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель”, сократилась на 3,7% за квартал и составила 3,83 млрд руб. За полгода группа получила 7,94 млрд руб. чистой прибыли (+23,2% год к году).

Прибыль X5 до вычета расходов по процентам и налогам и амортизации - EBITDA - выросла на 26,2% до 14,39 млрд руб. за отчетный квартал, рентабельность показателя снизилась с 7,3% годом ранее до 7,2%.

При этом группа, уступающая по обороту только краснодарскому “Магниту", впервые раскрыла финансовые показатели своих отдельных сетей - магазинов "у дома", супермаркетов и гипермаркетов.

Наибольшая рентабельность EBITDA - у магазинов "у дома" “Пятерочка”. За первое полугодие этот показатель вырос до 7,9% с 7,1% годом ранее. При этом ранее лидером по марже EBITDA были супермаркеты “Перекресток”: в январе - июне 2014 г. их рентабельность составляла 10,1%. В этом году она снизилась до 7,7%. Наиболее низкий показатель маржи EBITDA у гипермаркетов “Карусель”: всего 4,9% против 6,1% год назад.

“Пятерочки” - основное подразделение в бизнесе X5, они приносят 72,6% выручки группы и почти 80% - ее EBITDA. Магазины "у дома" стали лидером по рентабельности благодаря программе обновлений, которую X5 ведет, чтобы восстановить лидерство на рынке, с конца 2013 г. Рост рентабельности обусловлен “обновлением ценностного предложения и ростом показателей реконструированных магазинов”, поясняет сама X5 в отчете.

Супермаркеты же снизили рентабельность, так как выросла доля магазинов “в стадии «раскрутки» в связи с органическим открытием новых магазинов сети (14 магазинов), приобретением сторонних активов (30 магазинов) и ускорением темпов реализации программы реконструкции магазинов (37 магазинов)”, поясняется в отчете. “Кроме того, на снижение рентабельности по EBITDA оказал влияние рост расходов на аренду, в том числе за счет увеличения доли арендованных магазинов”, - перечисляет группа.

Гипермаркеты же пострадали из-за роста товарных потерь в этом году, увеличения трат на аренду, а также из-за “увеличившихся операционных расходов, вызванных необходимостью усиления команды торговой сети”.

Рост товарных потерь сказался и на общих финансовых показателях ритейлера, входящего в “Альфа групп” Михаила Фридмана и его партнеров. Из-за таких потерь рентабельность валовой прибыли X5 за II квартал сократилась на 44 базисных пункта до 24,1%. Потери товара выросли, так как группа была вынуждена нарастить товарные запасы, “необходимые для поддержания расширенного ассортимента продукции, особенно в категории «фрэш», а также большего числа товаров на полках, для обеспечения рекордно высоких показателей органического роста в ходе открытия новых и реконструкции действующих магазинов”, поясняется в отчете X5.