Второй по выручке в России ритейлер Х5 ускорил рост продаж

Но пока он по-прежнему отстает от лидера отрасли – «Магнита»
X5 начала обновление дискаунтеров в конце 2013 г./ М. Стулов/ Ведомости

Выручка второго российского ритейлера по обороту – X5 Retail Group – во II квартале 2015 г. выросла самыми высокими темпами за последние четыре года.

Продажи группы, объединяющей сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», увеличились на 28,1% до 198,62 млрд руб. за II квартал 2015 г., сообщила вчера компания неаудированные данные. Это «самый высокий темп роста с III квартала 2011 г.», подчеркнул ритейлер.

Рост X5 ускорился благодаря увеличению торговой площади на 23,9% и росту продаж в сопоставимых магазинах на 15,6%, пояснила X5. За три месяца компания нарастила торговую площадь на 271 400 кв. м – это в 3,7 раза больше, чем во II квартале прошлого года.

Дискаунтеры «Пятерочка», приносящие основную выручку группе, ускорили рост продаж до 35%. Их выручка составила 145 млрд руб. за отчетный квартал. Продажи в сопоставимых дискаунтерах (выручка магазинов, проработавших не менее 12 полных месяцев) выросли на 18,6% при притоке трафика на 3,5%.

В январе – марте выручка X5 росла на 26,5%, подразделения дискаунтеров – на 34,7%.

Помимо ускорившихся открытий новых магазинов на дискаунтерах X5 сказалась ее программа обновлений, запущенная в конце 2013 г., считают аналитики «Ренессанс капитала»: она помогла поддержать приток трафика в эти магазины (+3,5% за квартал). Во II квартале уже половина «Пятерочек» работала в обновленном формате по сравнению с 35% на конец 2014 г., напоминают они.

На прошлой неделе о результатах полугодия сообщил главный конкурент X5 – «Магнит», два года назад обогнавший ее по выручке и доле рынка. Темпы «Магнита» выглядят менее привлекательными на фоне X5, отметила Мария Колбина из «ВТБ капитала»: рост выручки краснодарского ритейлера замедлился в апреле – июне по сравнению с январем – мартом, а темпы прироста торговой площади были ниже, чем у X5. Тем не менее разрыв по выручке между «Магнитом» и X5 остался почти неизменным, отмечает аналитик, – на уровне 19%.

Восстановление лидерства на рынке – главная задача, которую перед X5 ставил ее основной акционер «Альфа-групп». Как говорилось в отчете «Альфы» за 2013 г., группа ждет от X5 прежде всего «восстановления лидирующей позиции на рынке за счет дифференцирования брендов и мотивации сотрудников».

Замедление роста продаж к концу первого полугодия чувствовал и третий по обороту российский продовольственный ритейлер – группа «Дикси». Ее выручка в апреле и мае росла чуть более чем на 20%, хотя в I квартале ежемесячный рост продаж достигал 30%.

«Результаты X5 выглядят особенно сильными на фоне продолжения падения реальных доходов населения и замедления продовольственной инфляции с 22,3% в I квартале 2015 г. до 20,3% во втором», – отмечает Колбина.

Выручка X5 растет с «низкой базы», напоминает Ульяна Ленвальская из UBS. Тем не менее, рассуждает она, II квартал подтверждает устойчивость роста дискаунтеров X5 при непростой ситуации в экономике. Кроме того, появились признаки восстановления в подразделении гипермаркетов, указывает она.

Продажи «Карусели» выросли на 14,2% до 19,4 млрд руб. за апрель – июнь, прекратился отток покупателей из сопоставимых магазинов (трафик вырос на 2,4% после падения на 1,4% в январе – марте 2015 г.).

В понедельник расписки X5 на Лондонской фондовой бирже подорожали на 4,36% до $19,15. Котировки ее конкурентов росли слабее: расписки «Магнита» подорожали на 1,67%, «Ленты» – на 1,81%.