Совет директоров «Трансаэро» назначил топ-менеджеров для спасения компании

Покупающий компанию Владислав Филев считает, что спасать ее еще не поздно

Совет директоров "Трансаэро" избрал генеральным директором компании Валерия Зайцева, также принято решение о назначении членом правления Александра Бурдина, который займется финансовым и юридическим сопровождением деятельности компании, координацией работы с кредиторами и финансовым оздоровлением компании, сообщил человек, близкий к совету директоров "Трансаэро". Решение совет директоров принял в четверг, 22 октября, в заочной форме, говорит другой источник в совете директоров.

19 октября шесть банков - кредиторов «Трансаэро» предложили председателю совета директоров компании Ольге Плешаковой (ее мужу Александру Плешакову принадлежит, по данным на 30 сентября, 46,55% авиакомпании) отправить в отставку с поста гендиректора Дмитрия Сапрыкина (также является членом совета директоров «Аэрофлота»). Сапрыкин был назначен гендиректором в начале сентября, когда «Аэрофлот» планировал купить «Трансаэро» и спасти ее от банкротства, но 1 октября чиновники под председательством Дмитрия Медведева решили банкротить компанию, а «Аэрофлот» отказался ее покупать. Дальнейшее пребывание Сапрыкина во главе «Трансаэро» создает очевидный конфликт интересов, он не может в силу аффилированности с «Аэрофлотом» эффективно отстаивать ее интересы, писали банкиры.

Во вторник вечером стало известно, что Плешаков договорился продать не менее 51% акций "Трансаэро" совладельцу группы S7 (включает авиакомпании "Сибирь" и "Глобус") Владиславу Филеву, который займется переговорами с кредиторами. Долги "Трансаэро" составляют 250-260 млрд руб., в том числе числе 80-85 млрд руб. - перед банками. В среду руководитель Росавиации Александр Нерадько подписал приказ об аннулировании у "Трансаэро" сертификата эксплуатанта с 26 октября.

Зайцев является действующим пилотом и заместителем летного директора «Трансаэро», говорила РБК Наталья Филева. Его отец Геннадий Зайцев ранее был руководителем Федеральной авиационной службы (прежнее название Росавиации) и заместителем министра транспорта, сейчас является советником руководителя Росавиции и членом совета директоров «Трансаэро». Бурдин в 2000-2011 гг. был заместитель гендиректора ОК UC Rusal, членом правления UC Rusal, в 2012-2014 гг. - гендиректором холдинга «Юнитайл», крупнейшего российского производителя облицовочных материалов.

"Банки-кредиторы поддерживают и одобряют новые назначения: Зайцев - авторитетный и опытный специалист в авиаотрасли, Бурдин имеет большой опыт в области антикризисного управления и финансового менеджмента", - говорит сотрудник банка - кредитора "Трансаэро".

Представители "Аэрофлота" и "Трансаэро" говорят, что у них нет информации об отставке Сапрыкина и назначении нового гендиректора.

«Мы пришли к мнению, что если «Трансаэро» в муках уйдет в никуда, это будет плохое и неправильное направление как для индустрии, так и для страны. Общая тенденция идет по пути укрупнения бизнеса. Поэтому мы встаем на пути государственной машины и пытаемся ей помахать, дать сигнал «туда идти не нужно»... Я рассчитываю, что руководители [государства] все-таки смогут увидеть альтернативный путь, кроме укрупнения в отрасли и огосударствления экономики... Мы идем к советскому «Аэрофлоту»... Я уже жил в стране, где был один «Аэрофлот», и мне там не понравилось», - рассказал Филев «Коммерсанту» о причинах покупки тонущего конкурента.

"Мы предложили взять у госбанков ВТБ и ВЭБа флот «Трансаэро» и обещаем, что эти самолеты принесут им положительный денежный поток. Но мы не обещаем, что сможем заработать столько, чтобы покрыть все затраты банков. Нам не по силам обслуживать коммерческий долг, который сейчас у «Трансаэро». Но мы готовы отдать часть своих акций ["Трансаэро"] в уплату долга банкам, зарабатывать для них прибыль, чтобы акции стоили реальных денег. Есть единственное ключевое условие: мы не готовы на то, что наша доля в «Трансаэро» будет меньше контрольной", - приводит слова Филева "Коммерсантъ".

Конвертировать часть банковского долга "Трансаэро" в ее акции предлагал 1 октября банк МФК как часть своей программы по выводу компании из кризиса.

По словам Филева, в случае остановки "Трансаэро" из-за отзыва сертификата эксплуатанта компанию спасти не удастся, но эта "точка невозврата" еще не пройдена. По его мнению, Сбербанк лоббирует банкротство "Трансаэро" (об этом "Ведомостям" также рассказывали менеджеры других банков-кредиторов) потому, что вместе с ней разорятся также несколько банков-кредиторов.

Профильный чиновник говорит, что теоретически Нерадько может отменить свой приказ об аннулировании сертификата "Трансаэро", но для этого должно прийти прямое указание сверху. Другой федеральный чиновник говорит, что Филев еще не обращался ни в Росавиацию, ни в Минтранс, ни в правительство со своей программой спасения "Трансаэро". "Это надо бы делать раньше, а не сейчас, когда "Аэрофлот" перевез почти всех пассажиров компании, понес затраты и "Трансаэро" вот-вот остановится. Не факт, что сейчас их станут слушать", - подчеркивает он.

Топ-менеджер одного из банков-кредиторов говорит, что для спасения "Трансаэро" под руководством Филевых нужна даже не финансовая, а политическая поддержка государства: чтобы "высокопоставленный руководитель собрал нас, Сбербанк, профильных чиновников и сказал: мы поддерживаем их план".