Ритейлеры просят пересмотреть правила «порога доминирования»

И ищут поддержки у правительства Московской области
Цель ритейлеров – исключить ситуацию, когда уже построенные магазины невозможно открыть из-за формальных ограничений/ А. Махонин/ Ведомости

Крупные ритейлеры предложили властям Московской области поправки в закон «О торговле», меняющие принцип расчета порога доминирования для отдельных розничных сетей. Предложения и материалы переданы представителям управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Московской области, рассказали «Ведомостям» два участника обсуждения и подтвердили представители Ассоциации компаний розничного бизнеса (АКОРТ) и областного министерства потребительского рынка и услуг.

Действующая редакция закона запрещает розничной сети открывать магазин или увеличивать торговые площади, если на нее уже приходится 25% и более торгового оборота района. Но в кризис есть «реальная опасность» невольно перешагнуть этот порог из-за снижения розничного оборота в конкретном муниципальном образовании – если это случится, ритейлер не сможет открывать там новые торговые объекты, даже если уже построил их, следует из пояснительной записки к законопроекту (есть в распоряжении «Ведомостей»). «Эти риски вынуждают торговые компании сокращать инвестиции в строительство торговой недвижимости» в регионах, пишут ее авторы.

Решить проблему АКОРТ предлагает, разрешив ритейлерам открывать магазины или покупать торговые площади при условии, что их доли не превышают 25% на момент сделки (например, подписания договора аренды).

Впервые эту идею ритейлеры и АКОРТ представили областному правительству еще летом 2015 г. на одном из совещаний, рассказал «Ведомостям» министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников. «По мнению представителей сетей, речь идет о гарантиях защиты интересов инвестора», – сказал министр.

Проблема с порогом доминирования существовала и прежде, но была незначительной, объясняет президент АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. А теперь в Московском регионе, очень удобном и привлекательном для развития, она «стала регулярной». В существующих условиях эта проблема, техническая по сути, не может быть решена, уверен Ломакин-Румянцев. А Московская область заинтересована в том, чтобы строились новые магазины, говорит он: это новые рабочие места, доходы для бюджета. У руководства региона АКОРТ нашла «понимание проблемы и поддержку», радуется он.

Проблема действительно есть: в первую очередь она возникает на насыщенных рынках Москвы, области и Петербурга и затрагивает нескольких ритейлеров, которые активно развиваются в этих регионах, подтверждает представитель X5 Retail Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). «Мы эти предложения поддерживаем», – говорит он. Представитель «Дикси» от комментариев отказался.

Часто бывает, что в районе открывается крупный магазин – и это снижает торговый оборот в соседнем районе, рассказывает Посаженников: жители близлежащих территорий переориентируются на новое место покупок. Наглядный пример, по словам министра, предоставила АКОРТ: в декабре 2013 г. на Новорижском шоссе открылся гипермаркет «Глобус» – и в следующем году оборот продуктов питания Красногорского района снизился на 10% до 23,6 млрд руб.

«Любое правительство заинтересовано в притоке инвестиций», – констатирует Посаженников. Поэтому, если будут доказаны обоснованность корректировки федерального законодательства с целью защитить инвестиции ритейлеров и «целесообразность этих предложений», «будет принято решение о дальнейшем продвижении обсуждаемой инициативы», добавил он.

В этом году крупные ритейлеры существенно нарастили темпы экспансии, и не только в Московском регионе. По расчетам Infoline, более 66% всех торговых площадей, открытых в России в первой половине 2015 г., пришлось на семерку крупнейших торговых сетей страны, а основной прирост обеспечили «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси». За январь – октябрь торговые площади «Магнита» расширились на 637 150 кв. м (вдвое больше, чем годом ранее), «Дикси» – на 135 041 кв. м; выручка крупнейших ритейлеров растет тоже двузначными темпами. Весь оборот розничной торговли в России в октябре 2015 г. упал на 11,7% к уровню годичной давности (по данным Минэкономразвития, это рекордное падение за последние 20 лет), а с начала года – на 8,8%.

Пресс-служба УФАС по Московской области не ответила во вторник на вопросы «Ведомостей».