Инвесторы не опасаются вкладывать в разработку медных месторождений

Стимулировать рынок может развитие электромобилей
Запасы меди будут уравновешены увеличением спроса со стороны производителей электромобилей и инновационных электросистем/ Oliver Bunic / Bloomberg

Рынок меди в целом оценивается в $130 млрд, пишут аналитики Goldman Sachs. В 2016 г. потребление меди в мире составило 22,3 млн т, профицит металла на рынке – 170 000 т, по данным «Норникеля». В 2017 г. профицит сохранился, указывает «Норникель», но точный прогноз не дает. По прогнозу Wood Mackenzie, в 2020 г. потребление рафинированной меди составит около 24 млн т. А профицит меди может достичь 2,4 млн т, несмотря на постепенное снижение поставок, оценивает Goldman Sachs. Но запасы будут уравновешены увеличением спроса со стороны производителей электромобилей и инновационных электросистем, кроме того, часть запланированных поставок может быть сорвана. Будут появляться новые потребители меди в развивающихся экономиках, среди производителей электромобилей, пишут аналитики Goldman Sachs, оговариваясь, что медные рудники становятся все менее продуктивными. Увеличение доли электромобилей до 10%, по оценкам «Норникеля», приведет к росту потребления примерно на 1 млн т, говорит представитель «Норникеля». Но в случае массового перехода на электромобили потребуется серьезное изменение инфраструктуры – тогда спрос на медь вырастет кардинально. Консенсус-прогноз Bloomberg на 2020 г. – $6500 за тонну меди. Goldman Sachs исходит из более консервативного сценария – $5200 за тонну в 2020 г., на 10% меньше текущей спотовой цены.

Добыча меди остается спорным сегментом в металлургической отрасли как для инвесторов, так и для добывающих компаний, пишут эксперты Goldman Sachs в аналитическом обзоре «Медь. Ключевые проекты 2017 г.», опубликованном 5 июля («Ведомости» ознакомились с ним).

Утешительные перспективы

Лучшие проекты

В последние годы медь дешевеет (см. график), снижаются инвестиции в медное производство, пишут аналитики Goldman Sachs. Несколько лет производство меди было недоинвестировано, подтверждает представитель «Норникеля». Сейчас около 90% производителей меди зарабатывают и это стимулирует инвестиции, говорит он.

Аналитики Goldman Sachs проанализировали 75 проектов по добыче меди. Среди них 45 проектов, которые были заморожены, однако 80% из них, по оценке аналитиков, могут быть жизнеспособными. Среди месторождений, включенных в исследование, четыре российских: Баимская площадь на Чукотке (лицензия у Баимской ГРК, принадлежит совладельцам Evraz и миноритарным акционерам «Норникеля» Роману Абрамовичу и Александру Абрамову), Быстринское месторождение в Забайкальском крае (принадлежит «Норникелю»), расположенное там же Удоканское месторождение (принадлежит акционерам «Металлоинвеста») и Томинское месторождение в Челябинской области (принадлежит Русской медной компании).

Баимская площадь – крупнейшее неразработанное медно-порфировое рудопроявление, его ресурсы – 23 млн т меди и 2000 т золота. Наиболее разработанным месторождением в Баимской площади считается Песчанка – запасы, по оценке JORC, составляют 9,5 млн т меди и 512 т золота, пишут эксперты Goldman Sachs. Капзатраты на разработку Баимской площади они оценивают в $4,2 млрд, ее запуск планируется в 2023 г. Сейчас идет feasibility study и подготовка ТЭО проекта, говорит источник, близкий к Баимской ГРК. Проектирование намечено на 2018–2019 гг., поясняет он. По оценке Goldman Sachs, по уровню NPV (чистая текущая стоимость) Баимский проект – четвертый в мире, его показатель – $3,7 млрд. Показатели других российских проектов ниже: Быстринского – $2 млрд, Удокана – $1,1 млрд, Томинского – минус $516 млн.

Быстринский проект будет запущен уже в конце этого года. Его внутренняя норма доходности – 14%. Ранее в интервью «Ведомостям» основной владелец «Норникеля» Владимир Потанин говорил, что в перспективе возможно объединение Быстринской ГМК, Баимской ГРК и новой компании. Источник, близкий к Баимской ГРК, говорит, что 2018–2019 гг. для компании – «наверное, это оптимальный момент для привлечения партнера, поскольку на этапе проектирования уже возникает много технологических развилок – например, выбор поставщиков оборудования». Представитель «Норникеля» о перспективах объединения проектов говорить не стал.

Баимская ГРК может реализовывать проект и без партнеров, говорит президент «Инвест АГ» Сергей Братухин: «Сегодня мы видим максимальный уровень господдержки проектов, реализуемых на Дальнем Востоке, – налоговые льготы, строительство инфраструктуры, фиксированная цена на электроэнергию и др. Доступно проектное финансирование госбанков – например, ВЭБ или Сбербанк, который предоставляет проектное финансирование для Быстринского проекта «Норникеля». В таких условиях реализация проекта без привлечения партнера выглядит вполне реалистично».-