Уйдет ли Siemens из России

Из-за скандала с поставкой турбин в Крым компания рассматривает возможность выйти из двух СП в России
Siemens также обещал инициировать уголовное преследование ответственных лиц/ Siemens

Siemens рассматривает возможность выхода из двух совместных предприятий (СП) в России – «Сименс технологии газовых турбин» и «Интеравтоматики», пишет газета Wirtschaftswoche со ссылкой на источники. Компания оказалась в центре скандала из-за поставки в Крым двух турбин производства «Сименс технологии газовых турбин», что нарушает санкционный режим ЕС. Siemens не может подтвердить намерение выйти из СП – он лишь «оценивает возможные последствия ситуации с поставкой турбин в Крым», заявил представитель немецкого концерна Филипп Энч.

Российским властям о намерении Siemens выйти из проектов в России не известно, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.

В СП «Сименс технологии газовых турбин» Siemens принадлежит 65%. Оставшиеся 35% – у «Силовых машин» Алексея Мордашова. СП изготовило четыре парогазовые установки на базе газовых турбин мощностью 165 МВт для станций в Тамани стоимостью 4,2 млрд руб. по заказу «дочки» «Ростеха» – АО «ВО «Технопромэкспорт». В сентябре 2016 г. «Технопромэкспорт», который к тому моменту подпал под санкции из-за статуса строителя станций в Крыму, выставил турбины на продажу. Кто их купил, не известно. Размещенная на сайте B2B-Center информация о торгах была удалена.

Кто виноват

О том, что две из четырех установок оказались в Крыму, в начале июля сообщило со ссылкой на свои источники Reuters. По его данным, две турбины модели SGT5-2000E были выгружены в порту Севастополя. Siemens спустя пять дней подтвердил это, сообщив, что установки «были перенесены в Крым против воли» концерна.

Впрочем, о грядущей поставке турбин в Крым стало известно еще два года назад. Тогда источники «Ведомостей» рассказывали, что отправка турбин в Тамань – формальность, чтобы обойти санкции.

Сколько энергии нужно Крыму

1400 мегаватт столько электроэнергии потребляет Крым в пиковые периоды. Из этого около 70–90% приходилось на переток из украинской энергосистемы

«Мы не только проверили все, но и в самом контракте заложили все возможные условия, чтобы эти турбины пошли именно на станцию в Тамани, вплоть до отказа от контракта», – говорил чуть более года назад в интервью «Ведомостям» президент Siemens в России Дитрих Меллер. В ноябре прошлого года «Технопромэкспорт» заявил, что «Сименс технологии газовых турбин» задерживает поставку газотурбинного оборудования для энергообъектов в Тамани. Подрядчик даже пожаловался в главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – оно начало доследственную проверку. О ее итогах ничего не известно. «Было достигнуто контрактное соглашение о том, что турбины должны быть поставлены именно в Тамань, Краснодар, и любые изменения места назначения должны происходить с нашего письменного согласия, о котором никогда не спрашивали», – цитирует слова Энча «Интерфакс».

Теперь Siemens подал иск в Арбитражный суд Москвы к «Технопромэкспорту», его работающей в Крыму сестринской структуре – одноименному ООО и к «Сименс технологии газовых турбин». Требования концерна – признать сделку недействительной.

Он даже просил арестовать турбины и запретить их монтаж. «Если бы ООО «Сименс технологии газовых турбин» знало, что четыре газотурбинные установки приобретаются для их последующего использования при строительстве электростанций в Севастополе и Симферополе (что запрещается законодательством Европейского союза), предприятие бы, очевидно, не совершило такую сделку», – цитирует Forbes материалы дела. Иск был оставлен без движения до 21 августа. Siemens также обещал инициировать уголовное преследование ответственных лиц. Каких именно – своих сотрудников в России или сотрудников «Технопромэкспорта», концерн не уточнял. Сам «Технопромэкспорт» находится в стадии ликвидации.

За соблюдение санкционного режима ЕС отвечают страны-участницы, сказал «Ведомостям» представитель ЕК: комиссия «связывается с компетентными органами Германии по этому конкретному делу». «Разумеется, основной спрос – с компании Siemens», – заявил «Ведомостям» спикер канцлера Германии Штеффен Зиберт. «Это задача предприятия – следить за тем, чтобы его торговая деятельность не распространялась на регионы, в которых действует санкционный режим, – сказал Зиберт. – Незаконная поставка турбин в Крым, противоречащая заверениям высокопоставленных лиц, – это выдающееся происшествие. Сейчас решается вопрос о том, какие эта совершенно неприемлемая ситуация будет иметь последствия для ее участников».

Что грозит Siemens

Вероятнее всего, Еврокомиссия и правительство Германии обвинят Siemens в нарушении санкционного режима, считает партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко: «Вопрос в том, сможет ли Siemens доказать свою добросовестность в сделке с «Технопромэкспортом». Формально, скорее всего, придраться будет не к чему». Но это не гарантирует, что в итоге санкции в отношении Siemens применены не будут, полагает эксперт. Ликвидация «Технопромэкспорта» может сослужить Siemens плохую службу. «С юридической точки зрения это станет препятствием для оспаривания сделки. Нет компании – претензии выставлять и требовать вернуть оборудования тоже не у кого, – рассуждает Зайченко. – Для юристов ЕК и Германии уверений, что договор заключался «добросовестным партнером», может оказаться недостаточно, и ликвидация «Технопромэкспорта» может лишь увеличить вероятность того, что санкции к Siemens все-таки применят».

Решение о санкциях должна будет принять Германия, говорит юрист BGP Litigation Денис Дурашкин. Но, по его мнению, учитывая действия Siemens сейчас и наличие ограничений на поставку турбин в Крым в самом договоре, найти для этого юридическое обоснование будет сложно. Формально турбины поставлял не Siemens, в связи с чем юридических оснований для предъявления претензий со стороны ЕС и Германии нет, считает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Штрафы для Siemens

В 2008 г. Siemens выплатил штрафы на $1,6 млрд в Германии и США. Компания тогда заключила внесудебные соглашения для урегулирования обвинений в том, что давала взятки чиновникам ряда стран, в том числе в России, а также фальсифицировала отчетность и не имела адекватной системы внутреннего контроля. В России, говорилось в иске минюста США, Siemens платил взятки в связи с проектом по разработке и организации автоматизированной системы управления дорожным движением на Третьем транспортном кольце в Москве. Кроме того, по оценке высокопоставленных сотрудников Siemens, 80% поставок его медицинского оборудования в Россию было связано со взятками. В отличие от Германии и США в России тогда обвинения Siemens не предъявлялись и штрафы он не платил.

Может ли Siemens подпасть под санкции в США? Здесь у компании масштабный бизнес. Совокупная чистая прибыль полусотни работающих здесь компаний Siemens за год, закончившийся 30 сентября 2016 г., составила 1,28 млрд евро. Можно говорить о потенциальном нарушении санкционного режима, если были вовлечены лица, товары, услуги или технологии из США, пояснил «Ведомостям» руководитель вашингтонской юридической фирмы Ferrari & Associates Эрик Феррари. «Учитывая ситуацию с попаданием турбин в Крым, в которой Siemens оказался непреднамеренно, нарушение санкционного режима (если предположить, что есть какая-то связь с США), скорее всего, будет считаться нарушением гражданским, а не уголовным, – отметил он. – Однако с учетом информации, имеющейся на данный момент, и ввиду отсутствия каких-либо данных о связях с США я не вижу признаков нарушения санкций».

Есть ли альтернатива

Серьезных последствий для Siemens быть не должно, цитирует ТАСС слова министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова: «У турбин есть российский сертификат, поэтому коллег не должно это сильно затронуть». Выдать турбинам «российский паспорт» просто, объясняет «Ведомостям» человек, работавший на строительстве ТЭС: «Для этого любую турбину достаточно поставить без одной присоединенной части, потом прикрутить ее обратно – это будет называться крупноузловая сборка».

В России парогазовые установки большой мощности, кроме «Сименс технологии газовых турбин», не производятся. Два года назад министр энергетики Александр Новак говорил о возможности поставить в Крым 12 установок мощностью по 25 МВт производства «Пермских моторов», но до этого в итоге не дошло.

Чем занимаются СП, из которых может выйти Siemens

Завод «Сименс технологии газовых турбин» был запущен 18 июня 2015 г. «Силовые машины» и Siemens построили новый завод, вложив в него 275 млн евро на базе созданного в 1991 г. СП «Интертурбо». Турбины для станций в Тамани были первым заказом для завода. Тогда же, в 2015 г., завод выиграл конкурс на поставку газотурбинных установок для Грозненской ТЭС «Газпром энергохолдинга», говорилось в материалах на сайте госзакупок. ЗАО «Интеравтоматика» было создано в 2003 г. Компания занимается разработкой и производством автоматизированных средств управления технологическим процессом для российских электростанций. У Siemens – крупнейший пакет: 46%, у отраслевого Всероссийского теплотехнического института – 37% и оставшиеся 17% – у ликвидируемого «Технопромэкспорта».

Решение построить в Крыму газовые станции для покрытия пикового спроса было самым логичным решением, отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова: газовые станции строятся гораздо быстрее угольных, они более гибкие, лучше подходят для покрытия пикового спроса. Угольные станции, как правило, используются для обеспечения базового потребления.

Круг поставщиков газовых турбин большой мощности очень ограничен, в основном это компании из развитых стран: Siemens, американская GE и британская Rolls-Royce, говорит Порохова.

Siemens в России

В годовом отчете Siemens отдельно не выделяет российские продажи – они учитываются в составе региона Европа, СНГ, Африка и Ближний Восток. Выручка Siemens, которую обеспечили покупатели этого региона за финансовый год, завершившийся 30 сентября 2016 г., – 41,8 млрд евро. Покупатели из этих стран обеспечили Siemens заказов на 46,2 млрд евро. Причем в России Siemens получил заказ на техническое обслуживание на 1,6 млрд евро в прошлом году, говорится в отчете. Его суть не раскрывается.

Согласно отчету концерна чистая прибыль 10 российских структур Siemens за год, завершившийся 30 сентября 2016 г., – 85 млн евро. Список не включает долю в паритетном СП с группой «Синара» – ООО «Уральские локомотивы», которое производит электровозы и поезда «Ласточка».

Siemens также поставил РЖД 16 высокоскоростных поездов «Сапсан», курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, и 94 скоростных поезда «Ласточка», из них 54 – производства Siemens и 44 – «Уральских локомотивов». Стоимость контракта на поставку «Сапсанов» с учетом обслуживания по контракту жизненного цикла в течение 30 лет – около 1,1 млрд евро, а 54 «Ласточек» с обслуживанием в течение 40 лет – 910 млн евро. До 1 декабря 2017 г. Siemens рассчитывает подписать контракт с Федеральной пассажирской компанией («дочка» РЖД) на поставку еще 90 модернизированных вагонов поезда «Ласточка». Кроме того, компания заинтересована в производстве поезда для ВСМ Москва – Казань. «Уральские локомотивы» уже провели испытания двигателя на постоянных магнитах. Предполагаемая стоимость производства составов с такими двигателями не называется. Кроме того, Siemens – крупный поставщик медицинского оборудования для российских клиник и комплексных решений по автоматизации и энергосбережению зданий.