X5 ведет переговоры о покупке супермаркетов «О’кей»

Последние несколько лет петербургский ритейлер испытывает трудности из-за ужесточения конкуренции
X5 ведет переговоры о покупке супермаркетов «О’кей»/ Максим Стулов / Ведомости

Компания X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») ведет переговоры о покупке супермаркетов петербургского ритейлера «О’кей», сообщили обе сети. X5 уже обратилась с соответствующим ходатайством в Федеральную антимонопольную службу.

Основной бизнес «О’кей» – гипермаркеты (72 на конец сентября), помимо них компания владеет 37 одноименными супермаркетами и 59 дискаунтерами «Да!». Основной бизнес «О’кей» испытывает трудности последние несколько лет. За январь – сентябрь 2017 г. чистая выручка супермаркетов и гипермаркетов «О’кей» сократилась на 2,1% до 38,27 млрд руб. Компания объясняла это сокращением числа магазинов и оттоком покупателей из-за усиления конкуренции.

«О’кей» рассматривает разные варианты развития бизнеса, чтобы повысить его стоимость для акционеров, сказано в сообщении сети. Один из вариантов – продажа бизнеса супермаркетов, чтобы «полностью сфокусироваться на развитии гипермаркетов и дискаунтеров».

Кому принадлежит «О’кей»

Основные акционеры петербургской сети – предприниматели Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий (примерно по 23,99% у каждого) и Борис Волчек (29,52%), по данным компании. Основной акционер X5 – «Альфа-групп» с долей 47,86%.

Выручка супермаркетов «О’кей» за девять месяцев 2017 г. превысила 12,6 млрд руб., оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Стоимость операционного бизнеса супермаркетов может составлять до 4 млрд руб., рассуждает он, но из 47 600 кв. м торговых площадей супермаркетов около 18 000 кв. м – в собственности ритейлера. Если сделка будет предполагать и продажу недвижимости, оценка бизнеса может составить до 7 млрд руб., говорит он. Что именно войдет в сделку, пока не ясно: переговоры не закончены, сказал источник, близкий к одному из участников потенциальной сделки.

Для «О’кей» развитие супермаркетов никогда не было в приоритете, констатирует Бурмистров. Единственный риск для группы «О’кей» связан с тем, что продажа супермаркетов может осложнить развитие онлайн-торговли, предупреждает он: для таких целей этот формат удобнее, чем гипермаркеты. Но в целом решение правильное, полагает он: компания наконец начала предпринимать радикальные и конкретные шаги, чтобы нарастить капитализацию и повысить рентабельность. После новостей о переговорах двух ритейлеров расписки «О’кей» на Лондонской фондовой бирже к закрытию торгов 1 ноября подорожали на 8,33%.

Продажа части земли и супермаркетов позволит группе «О’кей» сфокусироваться на развитии дискаунтеров и улучшить EBITDA, соглашается источник, близкий к одному из участников потенциальной сделки. По данным группы, убыток по показателю EBITDA за 2016 г. составил 2,6 млрд руб. Цель ритейлера – нарастить сеть дискаунтеров до 200 точек, чтобы получить эффект масштаба, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Но возможная продажа супермаркетов не переломит ситуацию в операционном бизнесе «О’кей»: для этого ритейлера все зависит от динамики продаж гипермаркетов, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Красноперов. А для X5 покупка магазинов конкурента в целом укладывается в стратегию, добавляет он: учитывая, что супермаркеты в основном находятся в Москве и Петербурге, это была бы логичная сделка. Для X5 это хорошая сделка, соглашается Бурмистров: магазины конкурента работают в привлекательных регионах – в частности, в Санкт-Петербурге и Ленобласти (20 объектов), Московском регионе (7), такая география хорошо укладывается в логику развития «Перекрестка». Единственный риск может быть связан с возможными антимонопольными ограничениями на рынке Санкт-Петербурга, отмечает он: там доля Х5 по итогам первого полугодия 2017 г. выросла до 22,9%, а супермаркетов «О’кей-экспресс» составила 1,6%. Сейчас по закону о торговле ритейлеры не могут ни покупать, ни арендовать торговую площадь в границах муниципального района или городского округа, если в прошлом финансовом году они контролировали более 25% оборота на местном продовольственном рынке.