Статья опубликована в № 4515 от 26.02.2018 под заголовком: «Транснефть» собирает порты

«Транснефть» получит контроль над крупнейшим портом России

Она выкупает долю «Суммы» в НМТП
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство структуры «Транснефти» – швейцарской Fenti Development о приобретении 50% кипрской Omirico у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, сообщило ведомство. Эта компания принадлежит им на паритетной основе, она через Novoport Holding владеет 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). ФАС уже одобрила сделку с предписанием перевести тарифы порта в рубли.

Пока «никакой сделки» нет, лишь отметил представитель «Транснефти». «Транснефть» сделала хорошее предложение, и мы его обсуждаем», – заявил представитель группы «Сумма». Компания, как стратегический инвестор, хотела бы контролировать свои активы, а приватизация НМТП до сих пор не состоялась, объясняет он решение продать долю в НМТП: «Время идет, мы бы хотели потратить его на развитие бизнеса».

НМТП – крупнейший порт в России. Ему принадлежат также нефтеналивной порт Приморск на Балтийском море и порт Балтийск в Калининградской области.

В пятницу НМТП на Московской бирже стоил 162 млрд руб., т. е. доля «Суммы» оценивается в 41,3 млрд руб. Сумма сделки будет оцениваться исходя из рыночной стоимости плюс за контроль «Транснефть» может заплатить премию, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

После покупки доли «Суммы» «Транснефть» будет контролировать 60,6% НМТП. В случае превышения порога в 50% закон обязывает компанию сделать оферту миноритариям, указывает управляющий партнер юридической фирмы Art de Lex Дмитрий Магоня. Но он допускает, что «Транснефть» может это не сделать, аргументировав это структурой владения. Сейчас ей принадлежит 35,55% в НМТП, а покупает она долю в Omirico, которая, в свою очередь, через Novoport Holding контролирует НМТП.

При этом Novoport не входит в список аффилированных лиц «Транснефти», по данным на конец 2017 г. В случае отсутствия признаков аффилированности компания не должна будет делать обязательное предложение миноритариям, говорит партнер Goltsblat BLP Антон Панченков.

«Транснефть» не делала оферту в 2014 г., когда скупила 10,5% НМТП и довела свою фактическую долю до 35,5%, превысив порог в 30%.

Но если «Транснефть» решит выставить оферту, то на выкуп 39,4% акций НМТП у остальных акционеров ей может потребоваться еще 61,2 млрд руб. Представитель Росимущества ( у государства 20% акций порта) не ответил на запрос «Ведомостей». Источник в ведомстве говорит, что речь о приватизации сейчас не идет. Представитель РЖД (5%) отказался комментировать возможность продажи доли.

«Транснефть» деньги на выкуп акций НМТП уже нашла. Ходатайство в ФАС она подала в середине января. А месяцем ранее получила кредит от Сбербанка, рассказали два источника «Ведомостей» в Сбербанке и человек, знакомый с ходом переговоров. По словам одного из них, сумма составила около 180 млрд руб. «Близко к этой цифре», – утверждает другой. Представители «Транснефти» и Сбербанка это комментировать не стали.

«Сумма» потеряла надежду на приватизацию и получение контроля над портом, кроме того, НМТП – это компания с высоким уровнем валютного долга, которая находится на пике стоимости, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «В свете перевода тарифов в рубли у НМТП формируются долгосрочные риски финансовой устойчивости». Поэтому «Сумма» решила побороться за получение контроля над «Трансконтейнером». Это более привлекательный актив, у него нет долга и есть потенциал роста капитализации, а также синергия с транспортными активами «Суммы», добавляет он. «Транснефть» активно развивает нефтепродуктопровод «Юг», поэтому увеличение доли в НМТП – это логичная инвестиция в логистические мощности, а для правительства важно, что ключевые экспортные нефтеналивные терминалы останутся в руках государства.

Читать ещё
Preloader more