Частные акционеры «Внуково» могут продать 25% аэропорта Qatar Airways

Это будет первый аэропорт в портфеле катарской авиакомпании
Qatar Airways хочет купить 25% аэропорта «Внуково»/ Qatar Airways

Принадлежащая правительству Катара авиакомпания Qatar Airways подпишет с аэропортом «Внуково» соглашение о заинтересованности в покупке 25% его акций, передал «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора перевозчика Акбара аль-Бакера. Он надеется в течение восьми недель договориться о деталях и тогда подписать соглашение о покупке. Факт переговоров с Qatar Airways подтвердил «Ведомостям» человек, близкий к одному из акционеров «Внуково».

Аль-Бакер не уточнил, у кого планируется покупать акции. «Внуково» – третий по пассажиропотоку аэропорт в Москве и России, в 2017 г. принял 18,14 млн пассажиров. В 2017 г. завершилась консолидация принадлежавших частным инвесторам и государству активов аэропорта на базе АО «Международный аэропорт «Внуково». Блокирующий пакет объединенной компании принадлежит государству, оставшиеся акции – отцу депутата Госдумы Андрея Скоча и председателю совета директоров «Внуково» Виталию Ванцеву. Получается, у Скоча примерно 61,5% «Внуково», у Ванцева – 13,5%.

Государство свой пакет «Внуково» продавать пока не планирует, заявил представитель Росимущества. Ванцев от комментариев отказался, запрос в депутатскую приемную Скоча остался без ответа. Продавать акции, если договорятся с Qatar Airways, будут частные акционеры, знает человек, близкий к одному из акционеров. Если сделка состоится, то будет решен вопрос и о переводе московских рейсов Qatar Airways из «Домодедово» во «Внуково» – переговоры об этом ведутся, добавляет собеседник «Ведомостей». Скорее всего акции продаст Скоч – он не участвует в управлении аэропортом, продажа позволит ему заработать, говорит топ-менеджер авиатранспортной компании, знакомый с акционерами «Внуково».

«Акционеры «Внуково» провели консолидацию аэропорта, теперь это можно монетизировать, – говорит аналитик АКРА Александр Гущин. – «Внуково» – это растущий, не проблемный актив, в декабре рефинансировало крупный долг перед ВТБ (взяло в Сбербанке 9 млрд руб. на 10 лет. – «Ведомости»), интерес со стороны инвесторов понятен». «Инфраструктурные активы продаются редко, у Московского авиаузла хорошие перспективы существенного роста трафика», – добавляет аналитик «Атона» Михаил Ганелин. В 2017 г. трафик «Внуково» вырос на 30%, в январе – феврале этого года – еще на 20–25%. К тому же московские аэропорты лучше региональных защищены от макроэкономических спадов и кризисов в авиационной отрасли благодаря более высокой доле международных перевозок, которые тарифицируются в валюте, добавляет Гущин.

Эксперты не берутся оценить стоимость «Внуково», так как аэропорт не раскрывает финансовые показатели. В 2016 г. для консолидации все «Внуково» было оценено в 20 млрд руб., рассказывал ранее «Ведомостям» Ванцев. Оценка проводилась в очень неудачный для авиаотрасли год: впервые за много лет снизились перевозки пассажиров (на 3,8%), трафик «Внуково» в 2016 г. упал сразу на 11,8% до 13,9 млн человек.

Катар идет на взлет

Qatar Airways была создана в 1992 г. и несколько лет была маленькой региональной авиакомпанией всего с четырьмя самолетами в парке. В 1997 г. правительство Катара решило превратить Qatar Airways в глобального перевозчика, который обеспечил бы ближневосточной стране с населением менее 3 млн человек большой поток транзитных пассажиров. За 20 лет флот Qatar Airways вырос более чем в 25 раз (190 пассажирских, 22 грузовых судна и 15 бизнес-джетов на конец прошлого года), в 2017 финансовом году, закончившемся 31 марта, компания перевезла 32 млн человек. Для авиакомпании был построен новый аэропорт Дохи Хамад (расположен рядом с Дохой на искусственном острове), который обошелся примерно в $5 млрд и признан одним из лучших аэропортов мира. Qatar Airways обеспечивает около 90% трафика Хамада, около 75% пассажиров последнего – трансферные. Qatar Airways – одна из 10 авиакомпаний в мире, имеющих рейтинг «5 звезд» британского агентства Skytrax, ведущего мирового оценщика сервиса в аэропортах и на борту воздушных судов. С 2004 г. летает в «Домодедово», сейчас выполняет три ежедневных рейса из Москвы в Доху, в декабре запустила ежедневный рейс Санкт-Петербург – Доха.

Катар уже инвестировал в российские аэропорты: в 2016 г. суверенный фонд Катара Qatar Investment Authority купил 25% компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) – концессионера аэропорта «Пулково», четвертого по пассажиропотоку в стране (16,12 млн человек в прошлом году). За этот пакет фонд заплатил 239 млн евро. Еще 25% ВВСС принадлежит немецкой Fraport, 25% минус 1 акция – консорциуму РФПИ и ближневосточных фондов. Другой иностранный инвестор в российские аэропорты – сингапурская Changi: она владеет 30% холдинга «Базэл аэро» (объединяет аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы и Геленджика) и 33% аэропорта Владивостока. 10% хабаровского аэропорта ранее принадлежало аэропорту Сеула Инчон. «Внуково» стало бы самым крупным активом с иностранными акционерами.

Qatar Airways в 2017 финансовом году перевезла 32 млн человек. Она активно инвестирует в иностранные активы, но преимущественно в авиакомпании. Ей принадлежит 10% крупнейшей южноамериканской авиакомпании Latam, свыше 20% IAG (владеет перевозчиками British Airways, Aer Lingus, Iberia и Vueling), 9,9% гонконгской Cathay Pacific, 49% второго итальянского перевозчика Meridiana. Аэропорты Qatar Airways еще не покупала, но аль-Бакер также возглавляет Международный аэропорт Хамад (принадлежит правительству Катара), который является хабом для Qatar Airways. Также Qatar Airways принадлежит пять отелей в Великобритании, Швейцарии и Катаре, и в ближайшие пять лет она планирует приобрести еще примерно 50 отелей по всему миру.