Государство может купить экспортный алюминий у UC Rusal

Власти могут опасаться социальных волнений в регионах производства компании, считают эксперты
UC Rusal рискует оказаться в изоляции на мировом рынке/ Ilya Naymushin / Reuters

Министр Денис Мантуров сообщил, что Минпромторг рассматривает варианты поддержки компаний, пострадавших от санкций США, один из них – госзакупка их товаров.

Сильнее всего от санкций пострадали Олег Дерипаска и восемь его компаний, в том числе UC Rusal: к 18 апреля она подешевела на Гонконгской бирже на 69%, по данным Thomson Reuters, с $8,9 млрд до $2,75 млрд.

UC Rusal рискует оказаться в изоляции на мировом рынке. Лондонская биржа металлов прекратила выпуск варрантов (свидетельство о приеме товара на биржевой склад) на 14 марок алюминия производства UC Rusal, японские сырьевые трейдеры попросили UC Rusal прекратить отгрузку алюминия и другой продукции, и даже российский «Трансконтейнер» (якобы по инициативе самой UC Rusal) прекратил экспорт ее продукции; от сотрудничества с UC Rusal отказался датский оператор контейнерных перевозок Moller Maersk, австралийская Rio Tinto объявила ситуацию форс-мажора и пересматривает контракты с UC Rusal на поставку глинозема, а также условия участия российской компании в СП Queensland Alumina Limited; форс-мажоры по контрактам UC Rusal объявил швейцарский трейдер Glencore (владеет 8% UC Rusal); подразделение по металлам Нью-Йоркской товарной биржи отозвало разрешение на регистрацию и поставку видов алюминия, которые производит UC Rusal. Пострадал из-за UC Rusal и владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, об этом он рассказал на встрече с премьером Дмитрием Медведевым во вторник, говорит близкий к одному из участников встречи человек. Одной из проблем для «Реновы» стали margin calls по кредитам под залог акций UC Rusal. Представитель «Реновы» не ответил «Ведомостям».

Российская компания снизила экспорт на 20,9%. По ее данным, на экспорт идет 3,034 млн т из произведенных 3,7 млн т, или 80%.

Человек, знакомый с менеджментом UC Rusal, а также бывший сотрудник UC Rusal подтверждали, что компания Дерипаски вынуждена работать на склад: поставки на экспорт сильно сократились. Производство пока не сокращается – это дестабилизирует социальную обстановку в регионах, где расположены предприятия UC Rusal, а на них работает более 60 000 человек.

Если все-таки придется сокращать производство, первыми пострадают заводы, работающие на грани рентабельности, говорил собеседник «Ведомостей», работающий с контрагентами UC Rusal: как правило, они градообразующие, найти другую работу непросто.

Остановка алюминиевого производства – сложный и дорогой процесс. Как отмечает директор по корпоративным рейтингам АКРА Максим Худалов, остановка алюминиевого производства приводит к порче электролизера – в нем появляются трещины. А стоимость новых электролизеров может доходить до 4000 евро за 1 т мощности, говорит Худалов, для производства 100 000 т алюминия необходимо 100–150 электролизеров.

«Ближайшие недели конкретики о мерах поддержки UC Rusal не будет. Сначала нужно понять, какую долю внешнего рынка компания сохранит», – указывает директор по инвестициям TKC Partners Андрей Третельников. Единственный путь для UC Rusal – искать новые рынки сбыта в Азии, налаживать работу по серым схемам, с мелкими трейдерами, далекими от публичного рынка, считает он.

Государство не будет закупать у UC Rusal весь алюминий, назначенный к экспорту, это слишком большая нагрузка для бюджета, говорит профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин: «Речь о том, чтобы закупать его больше и отправлять на склад. И эта мера плохая, она означает омертвление денег федерального бюджета». По оценке Вьюгина, UC Rusal скоро лишится 50% экспорта алюминия. «Теоретически власти могли бы придумать другие схемы, например продавать купленный у UC Rusal алюминий частному российскому трейдеру, чтобы уже тот искал рынки сбыта, – продолжает Вьюгин. – Однако такой трейдер рискует тут же попасть под вторичные санкции».

«Предложение Минпромторга – правильное решение в сложившейся ситуации», – считает генеральный директор ИК «Питер траст» Антон Мамаев, это позволит избежать увольнения людей на заводах. «Если государство выкупит у компании алюминий, который шел на экспорт, ситуация может стабилизироваться, – продолжает он. – В 2008 г. государство поддержало российский фондовый рынок программой покупки подешевевших акций; в итоге это принесло доход. С алюминием аналогичная ситуация, это реальный товар, а не плохие долги».

Представитель UC Rusal не ответил на запрос. Представители Минпромторга и Минэкономразвития не ответили. Представитель Минфина от комментариев отказался и переадресовал вопросы в Минпромторг.