Статья опубликована в № 4580 от 04.06.2018 под заголовком: Парфюмеры задохнутся от маркировки

Производители парфюмерии попросили Путина не маркировать их продукцию

В этом нет необходимости, к тому же маркировка убьет часть производителей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Производители парфюмерии 31 мая отправили письмо президенту России Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Они просят не маркировать духи и туалетную воду. «Ведомости» ознакомились с документом. Сотрудник управления администрации президента по работе с обращениями граждан и организаций подтвердил получение письма.

3 мая 2018 г. правительство утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Помимо парфюмерии в список вошли табачная продукция, шины, одежда из кожи, блузки, пальто, куртки, постельное белье, обувь и фотокамеры. Сейчас в России маркируются меховые изделия и идет пилотный проект для лекарств и сигарет. С 1 июня начался эксперимент по маркировке драгоценных металлов и камней, а также обуви. Оператором проекта назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

Существуют разные типы маркировки – от двухмерных кодов Data Matriх до бумажных марок, RFID-меток, специальных присадок и др., комментирует заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов, тип маркировки готовит Минпромторг. «ЦРПТ будет работать с таким типом кода, который будет удобен каждой из отраслей», – отмечает Юсупов.

Под письмом президенту и премьеру подписались четыре профессиональных объединения: Ассоциация производителей парфюмерии и косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (РПКА), содружество производителей фирменных торговых марок «Русбренд» и Ассоциация прямых продаж (АПП). Среди их членов – крупнейшие российские и международные компании, в том числе с заводами в России: Amway, Chanel, Faberlic, Henkel, Johnson & Johnson, L’Oreal, Mary Kay, Oriflame, Reckitt Benckiser, Unilever, «Свобода» и др. Представители всех четырех объединений подтвердили «Ведомостям» отправление письма.

Парфюмерия и так уже находится под плотным контролем, отмечается в письме: Роспотребнадзор контролирует обращение продукции на рынке, Федеральная таможенная служба – ввоз в Россию, спиртосодержащая продукция учитывается в ЕГАИС (госсистема учета алкоголя). Благодаря этому рынок парфюмерии прозрачный, говорится в письме.

Еще в 2016 г. РПКА писала в Минпромторг и беспокоилась по поводу распространения незаконной парфюмерно-косметической продукции, которая может навредить жизни и здоровью граждан, недоумевает представитель министерства. В том числе из-за парфюмерно-косметического контрафакта химическая промышленность стала приоритетной отраслью для наблюдения и принятия соответствующих мер, отмечает он.

По данным Высшей школы экономики, контрафактная продукция составляет 9% отечественного рынка, или 2,5 трлн руб., указывает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев, долю поддельной парфюмерии определить сложно и она не является критичной для производителей.

Целью маркировки заявлена борьба с контрафактом, но реальных механизмов, кроме абстрактного общественного контроля, не предлагается, продолжает Поповичев. Сейчас поддельная парфюмерная продукция попадает к потребителю через рынки, малые торговые форматы и интернет, большие розничные сети работают только с легальной продукцией, уверяет он. Таким образом, финансовая нагрузка на добросовестных участников рынка возрастет, а количество контрафакта не уменьшится.

В целом дополнительная нагрузка на рынок составит примерно 2–3 млрд руб., замечает исполнительный директор АППИК БХ Петр Бобровский, к тому же непонятно, будет ли оператор маркировки брать плату за обслуживание системы. Чтобы установить оборудование только на одну производственную линию, потребуется как минимум $150 000 плюс программное обеспечение, соглашается Поповичев, для недорогих категорий продукции повышение розничной цены может составить до 10%. Сейчас примерно 60% российского рынка в штуках занимает продукция в сегменте до 500 руб., продолжает Бобровский. К тому же за рубежом крупным производителям придется устанавливать дополнительные линии, объясняет топ-менеджер одной косметической компании: ни в одной стране нет маркировки духов.

Наконец, в других отраслях пилотные проекты шли не менее года, указано в письме.

Благодаря маркировке производителям меховых изделий различных категорий таможенные пошлины были понижены на 2% и более, но никто не предлагал ничего подобного производителям парфюмерии, замечает президент АПП Тамара Шокарева.

У российских косметических компаний оборот парфюмерной продукции в среднем занимает от 20 до 80%, знает Шокарева, зачастую их ассортимент продается в регионах в небольших магазинах, которые вряд ли смогут себе позволить обслуживание оборудования для маркировки. К тому же из-за роста цен на 5–10% спрос на продукцию упадет, предполагает она. Из-за подобной нагрузки некоторым игрокам придется уйти с рынка или уменьшить поставки, предполагает Бобровский.

Маркировка косметическо-парфюмерной продукции нужна, считает гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Проблема фальсификации спиртосодержащей продукции в России сохраняет особую остроту. Массового разорения производителей Бурмистров тоже не ожидает. С ЕГАИС справились ликероводочные компании, а доля контрафакта заметно упала, указывает он. У парфюмерии же себестоимость довольно низкая, маркировка не окажет на отрасль большее финансовое влияние, считает он. Под угрозой может оказаться только малый бизнес, считает Бурмистров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more