В России начал работу китайский платежный сервис WeChat Pay

Пока с его помощью за товары могут расплатиться только граждане Китая
Российским торговцам наконец удастся понять, что такое платежи по-китайски / Андрей Гордеев / Ведомости

На российский рынок вышел китайский платежный сервис WeChat Pay, позволяющий оплачивать товары с помощью приложения на мобильном телефоне. WeChat Pay работает на основе мессенджера WeChat, который, по данным компании, установлен более чем у 900 млн китайцев. Для оплаты на кассе сканируется QR-код, сгенерированный системой. Россия стала 17-й страной в мире, где заработал WeChat Pay, говорится на сайте платежной системы Sendy – российского партнера WeChat Pay.

Сервис ориентирован на приезжающих в Россию китайцев: пока WeСhat Pay позволяет оплачивать покупки только гражданам КНР, следует из слов председателя совета директоров Sendy Игоря Ключникова. Количество пользователей WeСhat Pay не раскрывается.

WeСhat является частью интернет-гиганта Tencent, входящего в большую тройку китайских компаний наряду с Baidu и Alibaba. WeСhat есть практически у каждого китайца (население Китая – почти 1,4 млрд человек. – «Ведомости»), кроме того, правительство запустило пилот по созданию виртуальной ID-карты, которая будет являться удостоверением личности, а авторизация будет проходить через WeChat, рассказывает Ключников.

Первые торговые точки стали принимать WeСhat Pay в январе – это магазины «Русский янтарь» в Санкт-Петербурге, говорит Ключников. «Мы сейчас договариваемся с торговыми точками, где часто бывают китайские туристы», – добавляет он.

ЦУМ работает над организацией приема WeСhat Pay уже несколько месяцев и планирует запустить оплату с помощью сервиса в ближайшее время, говорит представитель ЦУМа, называя это шагом навстречу китайским покупателям, которые привыкли к таким расчетам у себя дома. По его словам, число покупателей из Китая за год выросло на 70%. Одна из причин – сервис China Friendly, включающий прием карт Union Pay и оплату с помощью китайских систем WeChat и Alipay, а также появление указателей на китайском языке и работу консультантов. Другие факторы – «политика миланских цен» и широкий ассортимент: китайцы очень восприимчивы к модным новинкам.

Предложить своим клиентам принимать WeСhat Pay скоро могут банки ВТБ и «Русский стандарт». ВТБ заинтересован в сотрудничестве с WeChat Pay, говорит вице-президент госбанка Алексей Киричек, объясняя это ростом количества туристов, приезжающих из Китая в Россию. Однако о деталях проекта с WeChat Pay говорить преждевременно, указывает Киричек. «Русский стандарт» планирует провести первые транзакции по WeChat Pay уже в ближайшее время, сообщает директор департамента эквайринга «Русского стандарта» Инна Емельянова, но подробности не раскрывает. Представитель Сбербанка – крупнейшего игрока в сегменте приема платежей в России – от комментариев отказался.

Год назад в России начал работу прямой конкурент WeСhat Pay – платежная система Alipay (связана с Alibaba), работающая по схожему принципу и доступная только китайцам. С помощью Alipay гости из Китая могут расплатиться, в частности, в ЦУМе, ДЛТ, на МЦК и в аэропортах. Летом прошлого года аудитория Alipay, по собственным данным, насчитывала 520 млн человек. Представитель Alipay в России не смог оперативно прокомментировать выход конкурента на российский рынок из-за разницы во времени с Китаем. При этом открыть россиянам доступ к Alipay компания пока не собирается, следует из слов ее представителя: сейчас Alipay сосредоточена на расширении своей инфраструктуры для туристов из Китая и граждан КНР, которые живут в России.

Смысл Alipay и WeСhat Pay в том, что они предоставляют пользователю единый интерфейс – приложение для телефона, которое может использовать разные источники фондирования, причем потребитель может их менять по своему усмотрению, говорит председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. К китайским платежным приложениям можно привязать дебетовые или кредитные карты, электронные деньги и др., перечисляет он.