Технологии
Бесплатный
Габриэль Вильдау|Лесли Хук
Статья опубликована в № 4263 от 15.02.2017 под заголовком: В Китае телефон стал кошельком

Китайские пользователи совершили в 50 раз больше платежей, чем американские

Общая сумма таких платежей – примерно до $5,5 трлн

Рост объемов мобильных платежей обусловлен массовой модой на онлайновые покупки и быстрым развитием онлайновых финансовых сервисов. Скажем, если в 2012 г. доля онлайновых транзакций в общем объеме взаимных фондов в стране составляла лишь 5%, то в 2016 г. она превысила 50%. Прошлый год также ознаменовался переходом на новый уровень систем мобильных платежей в обычных магазинах, включая супермаркеты, и ресторанах. В январе Starbucks объявила, что начинает принимать в своих китайских заведениях платежи через WeChat Pay – сервис, привязанный к популярному мессенджеру компании Tencent. Кроме того, в 2016 г. китайцы стали гораздо чаще пользоваться сервисами, в которых размещение заказа осуществляется через интернет, а оплата – через мобильную платформу (вызов такси, заказ продовольствия на дом и т. п.).

«Платежи с помощью цифровых платформ остаются в Китае важнейшей составляющей инфраструктуры финансовых технологий, – говорит Зеннон Капрон, директор шанхайской консалтинговой компании Kapronasia. – Эти платежи также являются ценным источником данных о транзакциях и финансовых потоках, а разработчики платежных систем все активнее используют эти данные при создании новых финансовых платформ, продуктов и сервисов».

По оценке iResearch, объем мобильных платежей через платежные системы независимых компаний в Китае за 2016 г. утроился, достигнув 38 трлн юаней ($5,5 трлн). Лидируют на этом рынке системы WeChat Pay и Alipay (принадлежит Ant Financial, филиалу Alibaba). По данным Forrester Research, в США объем мобильных платежей за тот же год вырос на 39%, составив $112 млрд, а ведущие игроки здесь – Apple, Google, Samsung и PayPal.

Столь значительный отрыв Китая от США объясняется еще и тем, что в Китае практически отсутствуют альтернативные безналичные способы оплаты. Распространенность кредитных карт в КНР очень невелика по сравнению с развитыми странами, онлайновые платежи с помощью дебетовых карт неудобны, поскольку сопровождаются сложной процедурой идентификации с использованием sms, USB-ключей и генераторов кода. В то же время оплата через Alipay или WeChat довольно проста – требуется лишь просканировать QR-код с кассового аппарата магазина или со смартфона.

«Быстрое развитие таких методов оплаты в Китае во многом обусловлено преимуществами более позднего освоения технологий, – говорится в обзоре eMarketer. – В отличие от США и ряда других регионов Китай не успел выстроить полноценную культуру использования кредитных карт. От наличных денег эта страна непосредственно перешла к мобильным платежам».

Компании Ant Financial и Tencent получают не только доход от обработки платежей, но и доступ к ценной информации о клиентах, которую можно использовать в самых разных коммерческих целях – от определения кредитных рейтингов до целевой рекламы и создания новых продуктов. Впрочем, гигантские объемы мобильных платежей не обязательно отражают динамику реальной экономической активности. К примеру, во время недавнего весеннего фестиваля многие китайцы дарили родственникам и друзьям традиционные «красные конверты», содержащие специально подобранные денежные суммы, называния которых по-китайски созвучны тем или иным праздничным пожеланиям. Так, числительное 88 произносится как «стань богатым», а 520 – как «я тебя люблю». И хотя эти деньги тратятся на покупку настоящих подарков, конверты с ними часто переходят из рук в руки. Порядка 60% всех мобильных платежей в Китае пришлось на переводы от одного лица другому в III квартале, отмечает iResearch.

«Изначально это было чем-то вроде праздничной игры, но теперь стало повседневной практикой, – говорит Ли Чжефэн, аналитик из iResearch. – Раньше люди оплачивали переводы банковскими картами, теперь в основном используются сотовые телефоны».

В любом случае по темпам развития мобильных платежей Китай заметно опережает США. По прогнозам Forrester, в США с 2015 по 2019 г. показатель вырастет в 2,6 раза, а в КНР – в 7,4 раза.

Перевел Александр Силонов