Панамский канал открыл новый маршрут для экспорта энергоресурсов из США

Его расширение сделало возможной транспортировку СПГ на крупных кораблях

Путь с восточного побережья США до Азии через Панамский канал (на фото) на 10 дней короче, чем через Суэцкий
/Arnulfo Franco / AP

Морская транспортировка энергоресурсов из США стала процветающим бизнесом для администрации Панамского канала после его расширения в 2016 г. Этот водный путь теперь способен пропускать в три раза более крупные корабли, а спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в Китае, Южной Корее, Японии и Мексике стабильно растет. В результате поставки СПГ через канал увеличились с нуля в 2015 г. до 6 млн т в прошлом году, говорит руководитель администрации Панамского канала Хорхе Кихано.

Техасская Cheniere Energy стала первой перевозить СПГ по каналу. В апреле этого года к ней добавились поставки с СПГ-терминала Dominion Energy Cove Point в Мэриленде, а еще три СПГ-терминала – Freeport в Техасе, Cameron в Луизиане и Elba Island в Джорджии – будут введены в эксплуатацию в следующем году. «Этот бизнес переживает бум и продолжит расти», – утверждает Кихано.

На долю Панамского канала сейчас приходится около 45% экспорта СПГ и 46% экспорта сжиженного углеводородного газа (СУГ) из США. СУГ – это в основном пропан и бутан, используемый в Азии, Мексике и Чили для приготовления пищи и отопления. По словам Кихано, в ближайшие пару лет экспорт СПГ обгонит экспорт СУГ. Перевозящие их суда обеспечивают в совокупности 10% выручки каналу, и на их долю приходится 38% от общего числа переправ по нему. В целом перевозка грузов по каналу увеличилась на 22% до рекордных 404 млн т в 2017 г.

«Основной драйвер роста рынка СПГ находится в Азии, – говорит коммерческий директор Cheniere Анатоль Фейгин. – Если не учитывать Японию, то мы ожидаем, что спрос в Азии и в частности в Китае почти удвоится за следующие пять лет». Но в то же время он предупреждает, что в 2020–2023 гг. мировой спрос на СПГ может ослабнуть из-за нехватки инвестиций в сектор.

Япония – крупнейший в мире импортер СПГ, но ее спрос относительно стабилен. Вторым по величине импортером в прошлом году стал Китай, опередив Южную Корею. Потребление природного газа в Китае растет в основном благодаря стремлению Пекина отказаться от угольной электрогенерации. Также, по данным Управления энергетической информации США, китайское правительство сделало так, чтобы в северных провинциях несколько миллионов домохозяйств начали использовать для отопления зимой газовые бойлеры.

Повышение цен на судовое топливо способствует росту популярности Панамского канала, так как путь с восточного побережья США до Азии через него на 10 дней короче, чем через Суэцкий канал. «Топлива расходуется меньше, но в Панаме нужно больше платить за переправу. Общие издержки, возможно, получаются одинаковыми, но сэкономленное время бесценно», – отмечает аналитик Bimco Питер Сэнд.

По прогнозам администрации Панамского канала, объем контейнерных перевозок по нему будет ежегодно расти в среднем на 5%. На долю канала приходится также около 30% экспорта зерна из США в Азию. Но Кихано предупреждает, что оптимистичная картина может резко измениться из-за возможного введения импортных пошлин в результате торговых конфликтов США с Китаем и Европой: «Мы лишь звено в глобальной цепочке поставок. Если цепь разорвется, это ударит по нам».

Перевел Алексей Невельский