«Новатэк» попросил партнеров досрочно предоставить дополнительные танкеры
Транспорт нужен для запуска второй очереди «Ямал СПГ»«Консорциум «Ямал СПГ» попросил нас доставить наш второй перевозчик сжиженного природного газа (СПГ) класса Arc7 раньше запланированной даты», – цитируются слова исполнительного директора канадской Teekay Марка Кремина в сообщении компании о раскрытии финансовой отчетности за II квартал 2018 г. Изначально предполагалось, что еще один танкер класса Yamalmax потребуется «Ямал СПГ» с ноября этого года, следует из слов Кремина, но сейчас сроки корректируются из-за досрочного запуска второй технологической линии завода. «Она, как ожидается, будет введена в строй в августе 2018 г.», – сказал он.
Начало производства СПГ на второй линии завода «Ямал СПГ» может начаться в первой декаде августа, сообщал 19 июля предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. О каком именно судне идет речь, Teekay не уточняет. На вопрос, просил ли «Новатэк» других партнеров предоставить суда раньше, чем планировалось, представитель компании не ответил.
7 августа в порту Сабетта находился СПГ-танкер Clean Planet, принадлежащий еще одному партнеру проекта – греческой Dynagas. В середине августа для «Ямал СПГ» будет доступен краткосрочный фрахт судна Yenisei river, a с октября к флоту проекта присоединится Lena river (оба Dynagas), сообщал судовладелец. «Максимально ускорить начало выполнения 15-летних контрактов [на фрахт обоих судов] «Ямал [СПГ]» попросил еще 1 июля», – говорилось в сообщении компании.
80 млн т
столько, по прогнозам «Новатэка», будет производить Россия к 2030 г., доля самой компании – примерно две трети
«Ямал СПГ» – первый арктический завод «Новатэка» по сжижению газа. Изначально проект предполагал строительство трех линий мощностью 5,5 млн т в год каждая со сроками запуска в конце 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно. «Новатэк» заказал на южнокорейской верфи DSME строительство 15 танкеров ледового класса Arc7, они необходимы, чтобы сократить транспортное плечо при доставке СПГ в страны АТР. Стоимость заказа в 2014 г. оценивалась в $5,5 млрд. Владельцем первого газовоза – «Кристоф де Маржери» стал «Совкомфлот». Канадско-китайский консорциум Teekay / China LNG Shipping заказал шесть танкеров. Японско-китайский консорциум MOL / China Shipping заказал еще три судна. Остальные пять танкеров класса Yamalmax будут принадлежать Dynagas вместе с китайскими China LNG Shipping Co. и Sinotrans Shipping Ltd. Первая очередь «Ямал СПГ» начала коммерческие отгрузки сжиженного газа в декабре 2017 г. Пока готовую продукцию забирают лишь пять танкеров Arc7 из 15 заказанных в Южной Корее: «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке», «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль». Суда Clean Planet, Yenisei river и Lena river относятся к другому проекту, обладают чуть меньшей грузовместимостью и могут требовать ледокольного сопровождения. Но без расширения флота обеспечить своевременную отгрузку СПГ в Сабетте «Ямал СПГ» не сможет, следует из расчетов директора отдела корпораций Fitch Дмитрия Маринченко. «Новатэк» собирается досрочно запустить вторую и третью очереди «Ямал СПГ» – для этого ему нужно как можно быстрее получить в распоряжение танкеры для перевозки газа, иначе транспорт станет узким горлышком для проекта, что не позволит сразу вывести производство на полную мощность», – говорит он.
Дополнительные 8 млн т СПГ, которые может произвести «Ямал СПГ» за счет досрочного запуска второй и третьей линий, могут принести ему около $4 млрд выручки, считали в Fitch. Но после запуска второй очереди «Новатэку» потребуется минимум 8–9 танкеров, и то при условии, что перевалка будет происходить в Европе, посчитал Маринченко. Для трех очередей – минимум 12–13 судов. Для перевозки по Северному морскому пути (СМП) танкеров понадобится еще больше из-за транспортного плеча, подчеркивает эксперт. «Покупателям, в том числе китайским, пока не важно, каким образом к ним придет законтрактованный газ – через Европу или по СМП. Цена от этого не изменится. Нельзя исключать, что часть поставок будет закрыта свопами, – говорит Маринченко. – Но «Новатэку» также важно показать, что СМП является стабильным рабочим маршрутом – для подогрева интереса возможных инвесторов к «Арктик СПГ 2». Поэтому часть поставок все же будет осуществляться по северному маршруту».