«Новатэк» запустил вторую очередь «Ямал СПГ» с опережением графика

Первый сжиженный газ на второй линии получили 21 июля
«Ямал СПГ» стал первым и формально пока остается единственным СПГ-проектом «Новатэка» / «Новатэк»

«Новатэк» официально объявил, что на второй технологической линии сжижения газа завода «Ямал СПГ» началось производство. Первый сжиженный природный газ (СПГ) на второй линии был получен 21 июня, а первая танкерная партия отгружена в четверг, 9 августа. Вторую линию «Ямал СПГ» ввел в эксплуатацию на полгода раньше, чем планировалось. Она работает на проектной мощности – 5,5 млн т СПГ в год. Первая линия введена в строй в декабре 2017 г.

Две линии позволят «Ямал СПГ» производить 11 млн т СПГ в год – это примерно 3,5% мирового рынка СПГ, сообщил «Новатэк».

«Наша стратегическая цель – к 2030 г. производить 55–60 млн т СПГ в год», – заявил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. В дальнейшем, после доразведки месторождения, компания намерена довести производство примерно до 72 млн т в год, что сравнимо с производством СПГ в Катаре – 76,8 млн т, или 30% мирового рынка СПГ.

«Ямал СПГ» (50,1% – у «Новатэка», по 20% – у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% – у Silk Road Fund) – первый завод «Новатэка» по сжижению газа стоимостью $27 млрд. Решение о строительстве завода было принято в 2013 г., проект изначально предполагал строительство трех технологических линий мощностью 5,5 млн т в год каждая и сроками запуска в конце 2017, 2018 и 2019 гг. «Запуск третьей очереди также ожидается со значительным опережением графика, это выдающееся достижение в мировой СПГ-индустрии», – уверен Михельсон. В конце 2019 г. он планирует запустить еще четвертую очередь – на 900 000 т в год.

Общая практика крупных строек, в том числе заводов СПГ, – сдвиг сроков и увеличение смет, говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: «Ямал СПГ» – приятное исключение, а досрочный пуск второй линии может сыграть «Новатэку» на руку. «Отгрузка началась в период навигации по Северному морскому пути, что увеличивает шансы попадания этого газа в АТР и снижает стоимость его доставки. Сейчас на рынке максимально благоприятная конъюнктура – у всех крупных потребителей нетипичные для летнего сезона высокие цены из-за задержки ввода нескольких технологических линий СПГ в США. Кроме того, второй год подряд наращивает закупки СПГ Китай: с января по июль 2018 г. импорт вырос на 48%». За весь 2018 год импорт сжиженного газа Китаем может вырасти на 18–20 млн т (до 56–58 млн т) по сравнению с прошлым годом, ожидают в Vygon Consulting.

Конъюнктура глобального рынка СПГ сейчас очень неустойчива, однозначно сказать, пойдет ли новый СПГ с Ямала именно в Китай для замещения сократившихся поставок из США или в другие страны, сложно, подчеркивает директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова. Но в любом случае и спрос на газ, и цены на СПГ в Азии сейчас высоки и досрочный вывод на этот рынок новых производственных мощностей даст возможность получить приличные дополнительные доходы, резюмирует Митрова.

Досрочное начало производства на второй, а в перспективе и на третьей линии «Ямал СПГ» позволит произвести дополнительно около 8 млн т сжиженного газа. Продажа такого количества СПГ может принести проекту около $4 млрд дополнительной выручки, или более $2 млрд дополнительного операционного денежного потока, посчитал директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Способность «Новатэка» с опережением графика запустить сложный арктический проект, с одной стороны, и набирающая обороты торговая война между Китаем и США – с другой потенциально могут подтолкнуть китайских инвесторов к решению войти в следующий проект «Новатэка» – «Арктик СПГ 2» (инвестиционное решение ожидается в середине 2019 г.), рассуждает Митрова. Интерес к проекту проявляли Saudi Aramco, южнокорейская Kogas, компании из Японии и Китая.

Не стоит связывать торговые войны США и Китая и интерес последнего к российским СПГ-проектам, не соглашается Белова: «Поставки американского СПГ в Китай даже до текущего снижения (в июне – июле они сократились в 4 раза по сравнению с 0,4 млн т в мае) были ничтожно малы». Однозначно объяснить это снижение обострением отношений двух стран нельзя, считает эксперт: «Слишком коротка пока история поставок СПГ из США в КНР, а в 2017 г. летние поставки были сопоставимы с нынешними».

Дополнительный стимул для азиатских инвесторов смотреть на российские проекты, скорее, стоит искать в рынке СПГ, считает Белова. «Ввод большинства строящихся СПГ-заводов состоится в 2020 г. Исключение – плавучий завод в Мозамбике, который будет запущен в 2022 г. При росте мировых потребностей в СПГ на 4% в год уже в 2023 г. может возникнуть дефицит мощностей для производства сжиженного газа. Глядя на такую перспективу, принимать решения об инвестициях в новые проекты нужно в самое ближайшее время», – заключает она.

Первая партия сжиженного газа «Ямал СПГ» отгружена на танкер