Россия больше не крупнейший рынок для пивоваренной компании Carlsberg

На 1-е место вырвался Китай
Россия больше не крупнейший рынок для пивоваренной компании Carlsberg/ Андрей Гордеев / Ведомости

Китай стал для датского концерна Carlsberg Group крупнейшим рынком, обогнав Россию, заявил президент компании Кеес ’т Харт. По итогам 2017 г. Китай стал лидером по продажам в натуральном выражении, но по операционной прибыли на 1-м месте оставалась Россия, сообщала компания. Теперь Китай впереди и в натуральном выражении, и в деньгах, подчеркнул ’т Харт. Сколько продано пива в литрах и деньгах в обеих странах, компания не раскрывает. Входящая в Carlsberg пивоваренная компания «Балтика» – лидер российского рынка с долей 31,4%.

Выручка в Китае растет за счет международных брендов, таких как Tuborg, Carlsberg и Kronenbourg 1664 Blanc, их продажи увеличились на 15%, объяснил представитель Carlsberg. Но росли также и все ключевые локальные бренды. Потребление пива растет не только в Китае, но и по всей Азии в целом. Это один из ключевых факторов роста для Carlsberg, отметил ’т Харт.

Рост в Восточной Европе, куда входит Россия, оказался скромнее: 3,2% до 150 млн дал. До 2014 г. свыше 40% операционной прибыли Carlsberg Group приходилось на Россию, после девальвации рубля доля резко снизилась – сначала почти вдвое, в 2017 г. вклад России в этот показатель составил 17%, сообщала компания.

В конце 2000-х потребление пива в России было рекордным – 81 л на душу населения, а на транснациональные компании приходилось более 90% рынка, вспоминает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но постепенно потребление стало снижаться, что связано прежде всего, по мнению Дробиза, c демографическим фактором: целевая аудитория потребителей пива стала сокращаться. Спад связан с законодательным давлением на отрасль, снижением покупательной способности населения и спроса на пивоваренную продукцию, говорит представитель AB InBev Efes (российская «дочка» Anheuser-Busch InBev) Ораз Дурдыев. Регулирование в России – одно из самых жестких в мире, подчеркивает он.

Продажи в России сократились более чем на треть за 10 лет до 748,2 млн дал в 2017 г., согласно Росстату. Вместе с этим доля транснациональных компаний постепенно сократилась до 70%, говорит Дробиз. В результате за последние 10 лет глобальные компании потеряли до 40–45% продаж в России.

В первом полугодии продажи пива в натуральном выражении в России выросли на 8% в городах с населением свыше 10 000 человек из-за теплого лета и чемпионата мира по футболу, следует из данных Nielsen. Однако общие продажи пива и пивных напитков сократились на 3,3% до 320,1 млн дал, следует из данных ЕГАИС. Эффект чемпионата оказался кратковременным, общий тренд не изменился, сожалеет Дурдыев.

Китайский рынок тоже нельзя назвать быстро растущим, говорит Дробиз. За первое полугодие он вырос на 1%, согласно данным Carlsberg. Но проникновение глобальных брендов там относительно невысокое, местные производители имеют большое значение, отмечает эксперт. Экспансия глобальных брендов растет, поэтому у транснациональных корпораций это один из самых быстрорастущих рынков, указывает Дробиз. Это особенно заметно с учетом населения Китая, которое составляет 1,4 млрд человек, добавляет эксперт.