Сoca-Cola купит крупнейшую в Европе сеть кофеен Costa Coffee

Сумма сделки превысит $5 млрд
EPA-EFE / FACUNDO ARRIZABALAGA

О продаже Costa Coffee американской Сoca-Cola за 3,9 млрд фунтов стерлингов ($5,1 млрд) в пятницу сообщил владелец сети кофеен — компания Whitbread. В ее сообщении сказано, что сделка единогласно согласована советом директоров. Агентство Reuters отмечает, что Сoca-Cola заплатит за Costa Coffee на 1 млрд фунтов стерлингов ($1,3 млрд) больше, чем ожидали некоторые аналитики.

Сделка будет выгодной обеим сторонам, отмечает BusinessInsider: Whitbread заработает больше, чем расчитывала, а Coca-Cola получит хорошо зарекомендовавший себя бренд на рынке, на который она планировала выйти.

500 новых напитков

выпустила Coca-Cola в прошлом году.  Это рекорд для компании и примерно на 25% больше, чем годом ранее. Среди новинок – Sprite со вкусом огурца в России, коктейли из протеиновых порошков в Бразилии, напиток со вкусом кунжута и грецкого ореха в Китае и солоноватый лимонный тоник во Франции и Бельгии.

«Горячие напитки – один из нескольких сегментов рынка напитков, в котором у Coca-Cola нет глобального бренда. Costa дает нам доступ на рынок», – отметил гендиректор Coca-Cola Джеймс Квинси. Рынок кофе растет примерно на 6% в год, напомнил он. Компания, по его словам, решила инвестировать в этот рынок, чтобы предоставить потребителям больше тех напитков, которые они хотят.

Приобретение Costa Coffee даст Coca-Cola возможность провести диверсификацию бизнеса в сегменте газированных напитков в пользу более полезной для здоровья продукции, отмечает Reuters. Это стало особенно актуально после того, как некоторые страны стали вводить налоги на сахаросодержащие товары.

Доходы Coca-Cola снижаются последние пять лет - с почти $14 млрд EBITDA в 2013 г. до около $9 млрд в 2017 г.

Американская компания, по мнению аналитиков, будет использовать свою дистрибуторскую сеть для ускорения развития кофеен, задача - догнать лидера рынка, Starbucks. У нее сейчас насчитывается почти 29 000 точек в 77 странах, тогда как у Costa Coffee пока почти 4000 кофеен.

В интервью CNBC Квинси сообщил, что основная экспансия Costa каснется прежде всего Европы и Азии. «В США много кофеен, а в Европе и Азии больше возможностей для роста», - сказал он и добавил, что отдельные точки в странах Азии могут быть открыты по франшизе.

Coca-Cola столкнется с жесткой конкуренцией. Кофейный рынок был очень активным с точки зрения слияний и поглощений в последнее время, нарастает конкуренция между швейцарской Nestlé и частной инвестгруппой JAB Holdings, отмечает Financial Times. Среди сделок Nestlé - покупка калифорнийской кофейной компании Blue Bottle и прав на продажу продукции Starbucks вне сети ее кофеен в разных странах мира. JAB ранее в этом году договорилась объединить свой кофейный бизнес Keurig Green Mountain с производителем прохладительных напитков Dr Pepper Snapple.

Для инвесторов Whitbread сделка неоднозначна, отмечает аналитик компании Hargreaves Lansdown Николас Хетт. По его словам, с одной стороны, 3,9 млрд фунтов - это крайне высокая цена за Costa Coffee, с другой - сеть кофеен была жемчужиной в портфеле Whitbread. Учитывая то, что рынок кофе в Великобритании достиг насыщения, а общество все больше осознает негативные последствия употребления большого количества кофеина, Whitbread, кажется, нашла самое подходящее время для продажи компании, считает аналитик IG Group Джошуа Махони.

«Продажа Costa компании Coca-Cola – это очередная успешная веха в 276-летней истории Whitbread. Whitbread купила Costa в 1995 г. за 19 млн фунтов стерлингов, когда у нее было только 39 кофеен, и успешно вырастила бизнес до уровня, когда Costa стала любимой и самой крупной сетью кофеен в Великобритании», – заявил гендиректор Whitbread Элисон Бриттен (его слова приводятся в сообщении).

По ее словам, в последние годы компания сфокусировалась на том, чтобы сделать Costa международным брендом, и итогом этого стала «уникальная возможность объединить Costa с глобальным масштабом Coca-Cola».

Whitbread сообщила, что часть денег пойдет на сокращение долга и на развитие гостиничной сети Premier Inn в Великобритании и Германии.