Возобновляемая энергетика пройдет испытание внешними рынками

Субсидирование новых проектов возобновляемой энергетики будет зависеть от экспорта
Новые договоры предоставления мощности для возобновляемых источников энергии получат только те компании, чье оборудование конкурентоспособно на мировых рынках/ Максим Стулов / Ведомости

Новые договоры предоставления мощности (ДПМ) для возобновляемых источников энергии (ВИЭ) получат только те компании, чье оборудование конкурентоспособно на мировых рынках. Соответствующее решение было принято 15 октября на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, сообщил его представитель.

ДПМ гарантируют возврат инвестиций через повышенные платежи потребителей. Новая программа поддержки ВИЭ должна прийти на смену действующим ДПМ после 2024 г. Ее параметры пока не определены. Козак поручил Минэнерго, Минпромторгу и «Роснано» оценить возможность учитывать в новой программе производителей оборудования для ВИЭ, которые включены в национальный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» и уже имеют обязательства по экспорту, сообщил представитель вице-премьера. Результаты работы министерства и «Роснано» должны представить через 10 дней после выхода протокола совещания.

Развитие рынка возобновляемых источников энергии «рассматривается как стратегический приоритет» не только с точки зрения повышения их доли в общей энергосистеме страны, «но и с точки зрения создания уникальных промышленных компетенций, способных создавать конкурентоспособный на мировых рынках продукт», говорит представитель Козака.

Если новая программа ДПМ возобновляемых источников энергии будет принята в ближайшее время, конкурсы на ввод первых станций должны быть разыграны уже в 2019 г. и именно на этот момент будет определяться конкурентоспособность производителей, рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Сейчас российским производителям энергетического оборудования, работающего на возобновляемые источники энергии, сложно конкурировать с производителями из Китая — крупнейшей в мире страны – экспортера такой продукции, считает Пикин: «Любой производитель скажет, что может производить конкурентный продукт и готов его поставлять на экспорт. Но с китайцами никто в мире не может конкурировать, у них есть технологии и масштабные поставки. Либо это может быть поставка на политические рынки — в страны, которые зависят от России».

Сейчас в России оборудование для солнечных станций производят «Хевел», «Хелиос ресурс», «Солар системс», для ветряных — Vestas. В 2019 г. должно начаться производство ветряков Simens Gamesa и «Росатома».

«Солар системс» поддерживает развитие экспортного потенциала отрасли при поддержке государства и готова участвовать в новой программе ДПМ, передал через представителя генеральный директор компании Михаил Молчанов: «Мы планируем экспортные поставки, в настоящее время прорабатываем несколько зарубежных проектов и участвуем в конкурсах».

Национальный проект по поддержке высокотехнологичного экспорта может быть хорошим подспорьем в рамках действующей программы ДПМ ВИЭ, рассказал представитель «Роснано». В компании изучают возможность синхронизировать развитие локализованных производств оборудования ВИЭ с нацпроектом в 2025–2035 гг.

Российские технологии солнечной энергетики уже сегодня конкурентоспособны на некоторых зарубежных рынках по стоимости и эффективности, считает представитель «Хевел»: «Каждые 200 МВт построенной солнечной генерации обеспечивают дальнейший технологический прорыв и снижение стоимости оборудования и, как следствие, рост конкурентоспособности продукции». Чтобы связь механизма ДПМ с экспортными обязательствами стала рабочим механизмом, нужно «четко установить настройки такой связки внутреннего и внешнего рынков», сказал представитель компании.

Представители Simens, Vestas, «Хелиос ресурса», Минэнерго и Минпромторга вечером 15 октября не смогли предоставить оперативные ответы на вопросы «Ведомостей». Представитель «Энел Россия» отказался от комментариев.

В статью добавлены комментарии гендиректора «Солар системс» Михаила Молчанова, представителей «Роснано» и «Хевел».