Статья опубликована в № 4685 от 30.10.2018 под заголовком: «Аэрофлот»: вдвое выше

«Аэрофлот» хочет к 2023 году вырасти вдвое при росте рынка в полтора раза

Это грозит ему убытками, а стране – снижением конкуренции, опасаются эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В 2023 г. группа «Аэрофлот» (головная компания и ее «дочки» – «Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточная «Аврора») ставит задачу перевезти 90–100 млн человек, сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев президенту Владимиру Путину, стенограмма их встречи опубликована на сайте Кремля. В 2017 г. группа перевезла 50,1 млн человек. То есть оптимистический сценарий состоит в удвоении перевозок.

В 2017 г. с учетом иностранных авиакомпаний, летающих в Россию, перевезено 124 млн человек, из них российскими авиакомпаниями – 105 млн. По оценке экспертов, при годовом росте на 6,4% перевозки вырастут до 189 млн человек (или в 1,5 раза за шесть лет) – цифра реальная и «Аэрофлот» претендует хотя бы на половину рынка, заявил Савельев. В январе – сентябре российские авиакомпании, по данным Росавиации, перевезли 89 млн человек, на 10% больше, чем за тот же срок в 2017 г.

Предыдущая стратегия группы «Аэрофлот», принятая в 2014 г., предполагала, что к 2025 г. пассажиропоток группы превысит 70 млн человек в год. В июне на собрании акционеров Савельев заявил, что стратегия будет пересмотрена – показатели предстоит увеличить. В частности, потому что группа досрочно выполнила задачу войти в 20 крупнейших в мире: в 2017 г. стала 19-й.

Сам «Аэрофлот» планирует вырасти относительно 2017 г. всего в 1,6 раза – до 52 млн пассажиров. Лоукостер «Победа» – в 5–6 раз: 25–30 млн человек, рассказал Савельев. Дальневосточная «Аврора» – вдвое, примерно до 3 млн. Сильнее головную компанию нагружать не стоит, она работает в премиальном сегменте, считает Савельев, а вот «Победу» нужно нагружать, и существенно: она сложная, к ней много претензий, вопросов, но загрузка – 94%, и уже два года (в 2016 и 2017 гг. – «Ведомости») она дает чистой прибыли по 3,5 млрд руб.

«Рост рынка в этом году во многом обеспечен убыточностью большинства авиакомпаний и отрасли в целом из-за очень низких тарифов. Группа «Аэрофлот», судя по озвученным планам, намерена серьезно нарастить рыночную долю. На низкомаржинальном рынке существенный рост доли может быть достигнут прежде всего за счет собственной рентабельности», – рассуждает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.

«Прогнозировать динамику российского рынка на пять лет вперед невозможно – он слишком волатилен, растет и падает быстрее мирового», – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. У «Аэрофлота» два источника роста – за счет транзитных потоков между Европой и Юго-Восточной Азией (не зависят от состояния российской экономики и платежеспособности россиян) и за счет других российских авиакомпаний, констатирует он.

В 2017 г. весь международный транзит «Аэрофлота» составил 4,5 млн человек (13,6% пассажиров национального перевозчика), говорится в его годовом отчете. К 2023 г. транзит реально нарастить до 10–15 млн, заявил Савельев Путину. Капитализация компании вырастет в 2023 г. до 400 млрд руб. (с 147 млрд в 2017 г.), а выручка – до 1,3 трлн (с 533 млрд руб.), пообещал топ-менеджер президенту.

«Планы, действительно, очень оптимистические. Особенно шестикратный рост «Победы» – при всей востребованности лоукостера реальный спрос может не обеспечить таких показателей, тогда их можно будет достигнуть только снижением цен в ущерб рентабельности», – рассуждает топ-менеджер российской авиакомпании.

Президент Utair Павел Пермяков и представитель S7 согласны, что рынок в 2023 г. с учетом иностранных авиакомпаний может вырасти до 189 млн человек. Но расти эти перевозчики планируют одним темпом с рынком.

«В последние годы основным фактором роста была высокая конкуренция, она способствовала повышению эффективности авиакомпаний и снижению себестоимости перевозки, – комментирует представитель S7. – Реальный тариф – с учетом инфляции – практически не рос, а иногда даже снижался. Но в условиях резко растущей стоимости авиатоплива возможности оптимизации себестоимости ограничены, а конкуренция остается столь же высокой, поэтому этот фактор может начать работать на снижение рынка».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more