«Шереметьево» хочет поднять цены для авиакомпаний на свои услуги

Сбор за взлет-посадку может увеличиться вдвое из-за получения аэродрома в концессию
Столичные аэропорты платят за аренду аэродромов сотни миллионов рублей в год/ Максим Новиков / Ведомости

Аэропорт «Шереметьево» планирует вдвое увеличить сбор для авиакомпаний за взлет-посадку для покрытия инвестиций в развитие аэродромной инфраструктуры по концессии с государством, сообщил сегодня президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун в четверг. Об этом аэропорт сообщил авиакомпаниям, пояснил он.

Сбор за влет-посадку может вырасти на 220,8 руб. (инвестиционная составляющая) до 444 руб. за 1 т максимальной взлетной массы, рост произойдет после заключения концессионного соглашения, объяснил человек, близкий к крупной авиакомпании. С вводом инвестиционного сбора расходы авиакомпаний на выполнение одного рейса в/из «Шереметьево» увеличатся на 0,64–1,6%, а расходы на одного пассажира увеличатся на 75–81 руб. для среднемагистрального самолета Аirbus 320 и на 105–143 руб. для дальнемагистрального Вoeing 777, добавил собеседник, ссылаясь на оценку самого аэропорта.

«Шереметьево» сообщило об удвоении тарифа за взлет посадку 2–3 недели назад, подтвердил менеджер крупной авиакомпании, летающей из этого аэропорта.

Передача аэродромов московским аэропортам в концессию активно обсуждается с конца 2016 г. Аэропорты за получение имущества будут платить символические 1000 рублей в год, перестанут платить арендную плату (это сотни миллионов рублей в год), но за свой счет будут его содержать и строить новые аэродромные объекты (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, очистные сооружения). Два из трех концессионных соглашений будут подписаны до конца 2018 г., говорил весной первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих (сейчас он министр), имея в виду «Шереметьево» и «Внуково».

Инвестнадбавка к тарифу будет рассчитываться исходя из потребностей в инвестициях, планируемого пассажиропотока и утверждаться в Минэкономразвития и ФАС, рассказывал «Ведомостям» в июне председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев. У нас пока расчетная надбавка к тарифу – 93–94 руб. за 1 т взлетной массы, говорил он. Поверьте, авиакомпании даже на 100 руб. (роста тарифа. – «Ведомости») реагируют, говорил Ванцев. «Шереметьево», таким образом, планирует рост почти в 2,5 раза выше.

«Сбор инвестиционной составляющей в составе тарифа за взлет-посадку начнется после подписания концессионного соглашения. Сейчас проект соглашения проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти. Все собранные за счет инвестсоставляющей средства могут быть направлены исключительно на капитальные вложения в аэродромную инфраструктуру (ВПП, перроны, рулежные дорожки и очистные сооружения)», – говорит представитель «Шереметьево» Анна Захаренкова.

«По расчетам наших специалистов, рост тарифной нагрузки для авиакомпаний составит порядка 100 руб. на одного пассажира – подобная практика применяется в аэропортах по всему миру», – добавила Захаренкова. Авиакомпании всегда резко выступали против даже небольшого роста любых тарифов. Несколько лет назад в Минтрансе обсуждалась идея ввести инвестнадбавку для финансирования аэродромов на все рейсы в российских аэропортах – порядка 60, максимум 100 руб. за 1 т взлетной массы, авиакомпании были резко против, рассказал федеральный чиновник.

ФАС была ознакомлена с планами «Шереметьево» по введению инвестсоставляющей – ее влияние на цену авиабилетов несущественно, прокомментировал через представителя ФАС замруководителя службы Александр Редько.

Представитель «Аэрофлота» на запрос не ответил. Представитель Nordwind от комментариев отказался.

Рост аэропортовых сборов ложится на авиакомпании и пассажиров, а российские перевозчики в первом полугодии получили в сумме 40 млрд руб. убытков, заявил Тасун.

«Самые распространенные типы судов – Boeing 737 и Airbus А320, максимальная взлетная масса которых составляет порядка 55–70 т в зависимости от комплектации», – рассказывал Ванцев. При планируемом «Шереметьево» тарифе обслуживание одного среднемагистрального рейса вырастет для авиакомпаний, таким образом, на 12 000–15 400 руб.

Пушкин, Туполев, Петр I. Чьими именами хотят назвать сразу несколько аэропортов