Utair снижает вдвое минимальные цены на авиабилеты

Самый дешевый билет на рейсах не длиннее 1500 км будет стоить 900 рублей
65% пассажиров Utair покупают самые дешевые билеты с правом бесплатного провоза только 10 кг ручной клади/ Андрей Гордеев / Ведомости

Сегодня, 6 декабря, авиакомпания Utair представила новую линейку тарифов. Она начнет действовать с 1 февраля 2019 г., продажи билетов стартуют 10 декабря.

Появится тариф «Минимум», дающий право на провоз только 5 кг ручной клади. Самый дешевый билет по нему будет стоить 900 руб., говорится в презентации компании. Сейчас самый низкий тариф – 1990 руб. с правом бесплатного провоза 10 кг ручной клади.

По 900 руб. компания планирует продавать несколько процентов билетов, но только на рейсах протяженностью до 1500 км, пояснил президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. На более протяженных маршрутах минимальная цена билета будет выше.

Основной хаб Utair – аэропорт «Внуково». В радиусе 1500 км от Москвы находится большинство российских миллионников – Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Нижний Новгород, Краснодар.

Utair – четвертый игрок на российском рынке авиаперевозок после групп «Аэрофлот» и S7, а также «Уральских авиалиний».

С минимальным промотарифом 999 руб. начинал работать в декабре 2014 г. принадлежащий «Аэрофлоту» лоукостер «Победа». В 2014–2017 гг. авиакомпания перевезла за эту цену примерно 6–8% пассажиров. Осенью 2017 г. «Победа» снизила промотариф до 499 руб. после того, как Минтранс отменил обязательный бесплатный провоз багажа.

Промотариф 888 руб. есть у региональной авиакомпании «Азимут», которая летает из Ростова-на-Дону и Краснодара.

«Мы продолжаем выстраивание концепции гибридного перевозчика, суть которой – в предложении перевозки по минимальной цене с возможностью купить дополнительные услуги», – пояснил Пермяков.

65% пассажиров Utair покупают самые дешевые билеты с правом бесплатного провоза только 10 кг ручной клади. Но 20% из них на самом деле везут меньше клади. Еще 20% везут больше и хотели бы делать это без больших переплат, говорится в презентации компании. В новой линейке тарифов к самому дешевому билету можно докупить за 999 руб. дополнительную норму клади в 10 кг и за 1500 или 2499 руб. багаж, соответственно, в 10 или 20 кг. Сейчас в безбагажном тарифе право провезти багаж стоит 2000 руб.

С новой линейкой тарифов средняя цена билета снизится на 6,6%, сообщает Utair.

«Мы ожидаем в 2019 г. как минимум сохранения и даже роста выручки за счет роста загрузки, – заявил Пермяков. – За счет более низких цен загрузка должна вырасти с 80 до 90%».

Ранее он рассказывал, что в России избыточное количество судов и, так как экономика растет медленно, то спрос на перевозки недостаточен – это заставляет авиакомпании держать необоснованно низкие цены и летать в убыток или с очень низкой маржей. Об избытке емкостей говорил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, за девять месяцев 2018 г. авиакомпании получили в сумме 19 млрд руб. убытков.

Избыточные емкости – явление локальное, уверяет Пермяков. Авиакомпании корректируют их относительно спроса в течение 1–2 лет, а новая линейка тарифов – изменение глобальное, «мы бы вводили ее в любом случае», сказал Пермяков. Он признал, что в этом году Utair получит убыток.

«Выделение из тарифа отдельных компонентов и применение матричного ценообразования – это практика, которая применяется в авиаотрасли давно и успешно. Учитывая избыток судов на рынке, Utair ищет пути конкурировать за пассажиропоток с целью поддержать загрузку судов», – говорит эксперт авиационной практики Bain & Company Михаил Ворожейкин. Любое снижение цены ведет к росту загрузки, но это далеко не всегда приводит к росту выручки и прибыли. Если по такой цене будет продаваться 2, максимум 5% билетов, это может дать положительный эффект. Но если по этим ценам будет летать полсамолета, это может ухудшить положение компании, добавляет Ворожейкин.

Utair в условиях жесточайшей конкуренции пытается сегментировать пассажиропоток и выжать из каждого сегмента максимум. Раньше пассажиры делились на бедных и богатых, сейчас же есть 5–7 групп пассажиров с разными потребностями и возможностями, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Но в целом российской авиации необходимо повышать цены, так как нынешние не позволяют работать рентабельно и развиваться, добавляет Рыбак.