Sсhlumberger может сдаться и не покупать Eurasia Drilling

В ближайшие недели она предпримет последнюю попытку приобрести долю в российской буровой компании
Вторая попытка американской Schlumberger купить долю в российской Eurasia Drilling Company (EDC) может завершиться провалом/ Максим Стулов / Ведомости

Вторая попытка американской Schlumberger купить долю в российской Eurasia Drilling Company (EDC) может завершиться провалом, рассказал главный исполнительный директор Schlumberger Паал Кибсгаард на конференции с инвесторами по итогам 2018 г. На вопрос одного из них, почему Schlumberger не ожидает крупных приобретений в 2019 г., он ответил, что «с 2017 г. компания работает над сделкой [с EDC], но, к сожалению, получить разрешения властей пока так и не удалось».

Со слов Кибсгаарда, в ближайшие недели Schlumberger предпримет последнюю попытку и если не увидит «четкие сигналы, что компании удастся получить одобрение покупки», то отзовет заявку. «В любом случае будем искать альтернативные пути партнерства с Eurasia Drilling, потому что мы по-прежнему считаем российский рынок бурения на суше очень привлекательным», — подытожил Кибсгаард.

Schlumberger впервые комментирует ход сделки с акционерами EDC и впервые заявляет, что сделка может сорваться. До этого о возможном срыве сделки рассказывал президент РСПП Александр Шохин.

В июле 2017 г. Schlumberger договорилась с акционерами нефтесервисной EDC о покупке 51% в компании. С тех пор сделка несколько раз обсуждалась правительственной комиссией по иностранным инвестициям, но одобрения так и не получала. Федеральная антимонопольная служба требовала гарантий, что EDC не окажется под управлением американских властей, в случае если США введут очередную порцию санкций. Такие гарантии Schlumberger предоставила: в начале прошлого года она снизила планку до 50% минус 1 акция и структурировала сделку так, что у самой Schlumberger доля в компании будет меньше 25%, остальное будет принадлежать ее пенсионному фонду.

Но это еще не все уступки, на которые пошла американская компания. Schlumberger обязалась не только продать долю в EDC, если США усилят санкции в отношении российского нефтегазового сектора, но и оставить в российской компании привнесенные технологии.

«Абсолютно все условия они согласовали», — рассказывал в минувший вторник Шохин. «Там есть частные вопросы, на все из них ответы даны к полному удовлетворению сторон. Там главный вопрос: что будет, если санкции будут ужесточены, а они, Schlumberger, не смогут вести деятельность. Этот вопрос в течение года и обсуждался», — отметил Шохин.

Купить еще 16,1% EDC планирует также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с фондом из ОАЭ Mubadala. Но партнеры согласились, что РФПИ и Mubadala приобретут долю в компании после того, как свой пакет купит Schlumberger, рассказали три человека, близкие к разным участникам готовящейся сделки.

Первую попытку купить долю EDC американская Schlumberger предприняла еще 2015 г., но через десять месяцев после начала переговоров сделка сорвалась. Тогда Schlumberger направила в ФАС просьбу прекратить рассмотрение ходатайства.

По итогам почти полугодовых переговоров единственным камнем преткновения между Schlumberger и правительственной комиссией стало требование государства получить в новой компании «золотую акцию» (дает владельцу право вето по ключевым вопросам). рассказывал «Ведомостям» один из членов совета директоров. По его словам, Schlumberger принципиально согласилась на все условия правительственной комиссии, включая продажу компании российскому инвестору в случае расширения санкций.