«Магнит» нарастил продажи, но потерял покупателей

Выручка за год выросла до 1,2 трлн рублей
Отрыв оборота «Магнита» от оборота X5 Retail Group резко увеличился/ Андрей Махонин / Ведомости

Выручка второго по обороту российского ритейлера «Магнит» выросла в 2018 г. на 8,2% до 1,2 трлн руб. Компания в четверг опубликовала неаудированные финансовые результаты за прошлый год.

Ранее операционные результаты за 2018 г. раскрыл главный конкурент «Магнита» – крупнейший ритейлер X5 Retail Group, управляющий сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Его выручка выросла за год на 18,5% до 1,53 трлн руб. Получается, за год отрыв лидера рынка от «Магнита» резко увеличился. Если в 2017 г. Х5 обгоняла конкурента по обороту чуть более чем на 13%, то в 2018 г. разрыв удвоился – до 27,5%.

«Магнит» в последние несколько лет пытается восстановить приток покупателей и рост продаж. Год назад сооснователь ритейлера Сергей Галицкий продал почти всю свою долю в бизнесе госбанку ВТБ, который затем часть своей доли (11,82%) передал Marathon Group Александра Винокурова.

В середине 2018 г. «Магнит» возглавила бывший гендиректор «Пятерочек» Ольга Наумова. Ритейлер активизировал обновление внешнего вида магазинов и предложения покупателю. Менеджмент надеялся увидеть улучшения уже к концу года, говорила Наумова в июле: «Изменения такой крупной компании, как «Магнит», невозможно завершить в одночасье, поэтому трансформация займет какое-то время».

В IV квартале 2018 г. выручка «Магнита» выросла на 9,7% до 332 млрд руб. Продажи в сопоставимых магазинах наконец вышли в плюс после снижения на 2% в III квартале – они выросли на 0,6% в октябре – декабре. Это первый квартал за два года, когда сопоставимые продажи компании не упали, подчеркивается в сообщении «Магнита».

Но рост произошел лишь за счет большего среднего чека. Покупательский поток в сопоставимых магазинах, т. е. работающих больше года, в IV квартале продолжил падать – на 3%. Причем падение трафика ускорилось: в июле – сентябре снижение составляло 1,8%. Финансовый директор «Магнита» Елена Милинова объяснила это специальными промоакциями в IV квартале, ориентированными именно на повышение среднего чека. «В ноябре-декабре покупатели получали призы при единовременной покупке от 500 и 1000 руб., а также при покупке алкоголя от 350 руб.», – пояснила «Ведомостям» Милинова. При этом покупатели больше есть не стали, в итоге их походы в магазины и, как следствие, число чеков сократились при одновременном росте среднего чека, резюмировала она. Кроме того, по ее словам, промоакции в IV квартале 2017 г. были направлены на поддержание именно трафика. Всего за 2018 г. сопоставимые продажи «Магнита» упали на 2,5% при сокращении трафика на 2,6%.

В октябре – декабре продовольственная инфляция поддерживала средний чек у крупнейших российских розничных сетей, напоминают аналитики «Атона». К концу года инфляция начала заметно ускоряться, что сказалось на среднем чеке в сопоставимых магазинах, отмечала ранее Х5. «Это [ускорение инфляции] было главным образом обусловлено более низким урожаем по сравнению с 2016–2017 гг. и волатильностью на глобальных финансовых рынках», – полагает группа. Кроме того, отметила Х5 в сообщении, в IV квартале розничная торговля продуктами питания вернулась к реальному росту – на 0,4% год к году в октябре и на 1,6% в ноябре после стагнации в сентябре.

Чистая прибыль «Магнита» за 2018 г. сократилась на 4,9% до 33,8 млрд руб. Годовая EBITDA ритейлера уменьшилась на 2% и составила 89,8 млрд руб. Рентабельность показателя сократилась с 8 до 7,3%. Снижение рентабельности «практически полностью компенсировано сокращением расходов на уплату процентов за счет улучшения условий долгового портфеля», подчеркивается в сообщении «Магнита».

Аналитики не ждали от «Магнита» стремительного разворота к концу года. «Второе полугодие 2018 г. было, скорее, посвящено собранию новой менеджерской команды и инициативам по восстановлению роста бизнеса, чтобы улучшить финансовые показатели в 2019 г.», – отмечали аналитики «Ренессанс капитала» в прогнозе результатов «Магнита». Его магазины стали лучше за последние два года, ассортимент стал более похож на тот, что есть в магазинах Х5, «Пятерочках», перечисляли аналитики, поэтому сопоставимые продажи в IV квартале должны были выглядеть не так плохо, как раньше.