«Магнит» нарастил продажи, но потерял покупателей

Выручка за год выросла до 1,2 трлн рублей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выручка второго по обороту российского ритейлера «Магнит» выросла в 2018 г. на 8,2% до 1,2 трлн руб. Компания в четверг опубликовала неаудированные финансовые результаты за прошлый год.

Ранее операционные результаты за 2018 г. раскрыл главный конкурент «Магнита» – крупнейший ритейлер X5 Retail Group, управляющий сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Его выручка выросла за год на 18,5% до 1,53 трлн руб. Получается, за год отрыв лидера рынка от «Магнита» резко увеличился. Если в 2017 г. Х5 обгоняла конкурента по обороту чуть более чем на 13%, то в 2018 г. разрыв удвоился – до 27,5%.

«Магнит» в последние несколько лет пытается восстановить приток покупателей и рост продаж. Год назад сооснователь ритейлера Сергей Галицкий продал почти всю свою долю в бизнесе госбанку ВТБ, который затем часть своей доли (11,82%) передал Marathon Group Александра Винокурова.

В середине 2018 г. «Магнит» возглавила бывший гендиректор «Пятерочек» Ольга Наумова. Ритейлер активизировал обновление внешнего вида магазинов и предложения покупателю. Менеджмент надеялся увидеть улучшения уже к концу года, говорила Наумова в июле: «Изменения такой крупной компании, как «Магнит», невозможно завершить в одночасье, поэтому трансформация займет какое-то время».

В IV квартале 2018 г. выручка «Магнита» выросла на 9,7% до 332 млрд руб. Продажи в сопоставимых магазинах наконец вышли в плюс после снижения на 2% в III квартале – они выросли на 0,6% в октябре – декабре. Это первый квартал за два года, когда сопоставимые продажи компании не упали, подчеркивается в сообщении «Магнита».

Но рост произошел лишь за счет большего среднего чека. Покупательский поток в сопоставимых магазинах, т. е. работающих больше года, в IV квартале продолжил падать – на 3%. Причем падение трафика ускорилось: в июле – сентябре снижение составляло 1,8%. Финансовый директор «Магнита» Елена Милинова объяснила это специальными промоакциями в IV квартале, ориентированными именно на повышение среднего чека. «В ноябре-декабре покупатели получали призы при единовременной покупке от 500 и 1000 руб., а также при покупке алкоголя от 350 руб.», – пояснила «Ведомостям» Милинова. При этом покупатели больше есть не стали, в итоге их походы в магазины и, как следствие, число чеков сократились при одновременном росте среднего чека, резюмировала она. Кроме того, по ее словам, промоакции в IV квартале 2017 г. были направлены на поддержание именно трафика. Всего за 2018 г. сопоставимые продажи «Магнита» упали на 2,5% при сокращении трафика на 2,6%.

В октябре – декабре продовольственная инфляция поддерживала средний чек у крупнейших российских розничных сетей, напоминают аналитики «Атона». К концу года инфляция начала заметно ускоряться, что сказалось на среднем чеке в сопоставимых магазинах, отмечала ранее Х5. «Это [ускорение инфляции] было главным образом обусловлено более низким урожаем по сравнению с 2016–2017 гг. и волатильностью на глобальных финансовых рынках», – полагает группа. Кроме того, отметила Х5 в сообщении, в IV квартале розничная торговля продуктами питания вернулась к реальному росту – на 0,4% год к году в октябре и на 1,6% в ноябре после стагнации в сентябре.

Чистая прибыль «Магнита» за 2018 г. сократилась на 4,9% до 33,8 млрд руб. Годовая EBITDA ритейлера уменьшилась на 2% и составила 89,8 млрд руб. Рентабельность показателя сократилась с 8 до 7,3%. Снижение рентабельности «практически полностью компенсировано сокращением расходов на уплату процентов за счет улучшения условий долгового портфеля», подчеркивается в сообщении «Магнита».

Аналитики не ждали от «Магнита» стремительного разворота к концу года. «Второе полугодие 2018 г. было, скорее, посвящено собранию новой менеджерской команды и инициативам по восстановлению роста бизнеса, чтобы улучшить финансовые показатели в 2019 г.», – отмечали аналитики «Ренессанс капитала» в прогнозе результатов «Магнита». Его магазины стали лучше за последние два года, ассортимент стал более похож на тот, что есть в магазинах Х5, «Пятерочках», перечисляли аналитики, поэтому сопоставимые продажи в IV квартале должны были выглядеть не так плохо, как раньше.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more