Почему «Роснефть» видит в соглашении ОПЕК+ стратегическую угрозу

Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин рассказал президенту Владимиру Путину, в чем риски от снижения добычи
Сечин тревожится, что доля российской нефти на мировом рынке падает/ Евгений Разумный / Ведомости

Участники соглашения ОПЕК об ограничении добычи нефти и присоединившиеся к нему страны создали для США преференции. Это стало стратегической угрозой для развития российской нефтяной отрасли, написал главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин президенту России Владимиру Путину в конце декабря. О письме «Ведомостям» рассказали три федеральных чиновника. Это же письмо цитирует агентство Reuters.

Сечин тревожится, что доля российской нефти на мировом рынке падает – с 16,3% в 1990 г. до 12% в 2018 г., потребители переориентируются с российской нефти на другие сорта, это может сделать необратимой потерю российскими компаниями рыночной доли.

Участники соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК договорились сократить добычу с 2017 г. Действие соглашения дважды продлевалось. К маю 2019 г. Россия должна снизить добычу на 2% от октября 2018 г. – до 11,2 млн барр. в сутки.

Сечин уверяет, что американские нефтяники резко увеличили добычу благодаря снижению налоговой нагрузки и стимулированию инвестиций. В США нагрузка – 35%, а в России – более 80%, говорит еще один собеседник «Ведомостей», знакомый с содержанием письма.

По мнению Сечина, американские производители получат возможность резко увеличить добычу и экспорт нефти в конце 2019-го – начале 2020 г., когда будут введены в эксплуатацию трубопроводы от центра добычи сланцевой нефти к портам в Мексиканском заливе.

«Нефть из Мексиканского залива может пойти как в Китай, так и в Европу», – рассуждает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Основным для «Роснефти» рынком сбыта стал Китай: он получил от нее 59,2 млн т.

Но американская нефть может стать угрозой для российской не только в Китае, но и в Европе. Туда уже поступает примерно 800 000 барр. американской нефти в день, говорил старший вице-президент Argus Уильям Харвуд.

«Роснефть» и «Газпром нефть» уже пострадали от первого периода действия соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК: им пришлось отсрочить запуск новых месторождений. Для России и Саудовской Аравии высокие цены на нефть важнее, чем небольшое снижение доли рынка, уверен Маринченко.

Если бы Россия не стала участником соглашения с ОПЕК, добыча в стране могла бы в этом году вырасти на 2% и достичь 11,6 млн барр. в сутки, считает аналитик БКС Кирилл Таченников, и в ближайшие два года не снижалась бы. Но получили бы российские нефтяники ту же выручку, что сейчас, – вопрос, признает он.

Скорее всего, «Роснефть» письмом Сечина дает сигнал, что и страна в целом, и сама компания в частности могут сильно увеличить добычу, рассуждает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Соглашение с ОПЕК должно быть временным решением. Бороться с добычей в США и демпинговать нет смысла.

Представители Минэнерго, «Роснефти» и «Газпром нефти», а также пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказались от комментариев.